Ребрендинг Jaguar: как уйти от классики и привлечь новую аудиторию
На днях компания Jaguar объявила о ребрендинге и представила публике обновленный фирменный стиль. Изменения связаны с полным переходом компании в сектор люкс и началом производства электромобилей. Новый логотип компании стал другим: полностью изменились цвет, шрифт, написание, форма маскота, который теперь представлен в виде плоской «прыгающей кошки». Общественность разделилась на два лагеря: одни не делают поспешных выводов и считают, что нужно подождать до полной презентации обновлений компании, которая состоится 2 декабря, другие высказывают свои негативные отзывы об изменениях.
В связи с этим мы решили вспомнить историю создания бренда Jaguar и все изменения, которые происходили с айдентикой за 102 года существования компании. За это время фирменный стиль компании, в частности логотип, неоднократно видоизменялся. Даже знаменитый маскот в виде «прыгающей кошки» появился лишь спустя 15 лет после основания компании.
Автомобили Jaguar выделяются своим стильным дизайном, высокой производительностью и использованием передовых технологий. Каждая модель сочетает в себе роскошь, комфорт и динамичность, отражая философию бренда, направленную на создание произведений искусства, а не просто автомобилей.
Немного об истории создания компании. В 1922 году Уильям Лайсон и Уолмсли создали в Блэкпуле компанию Swallow Sidecar. Первоначально они занимались производством мотоциклетных колясок. В 1928 году фирма была переименована в SS Cars и занялась выпуском спорткаров. С этого началась новая эра в истории компании и автомобильного производства.
Первый логотип компании сильно отличался от классической «прыгающей кошки». Он представлял собой синий круг с золотой каймой, внутри которого была надпись «Swallow Sidecar», а по бокам изображения золотых крыльев.
В 1935 году логотип претерпел изменения: надпись «Swallow Sidecar» сократилась до «SS», а внизу добавилась надпись «Jaguar». Это было связано с выходом новой модели — SS Jaguar 100. Выбор компании пал на ягуара, вероятно, по двум причинам: во-первых, характеристики нового автомобиля — сила, скорость и мощность — напоминали физические качества дикой кошки. Во-вторых, новая модель, как и ягуар, могла развивать высокую скорость — до 100 м/ч.
Новый логотип внешне был похож на птицу с расправленными крыльями. Дизайнеры подобрали шрифт, который подчеркивал стиль – угловатые буквы, выведенные с помощью четких линий на тёмном фоне. Обновленный логотип смотрелся гармонично и выигрышно, однако, многие не поняли, почему имя «дикой кошки» было изображено на птице.
Откуда пришло название Jaguar уже стало ясно, но откуда взялись крылья?
В переводе с английского слово «swallow» означает «ласточка». Именно поэтому в логотипе присутствовал мотив крыльев и даже первый маскот имел форму ласточки. Крылья сохранялись в логотипе до 1951 года. Однако название компании к этому моменту уже изменилось, поэтому на упрощенных стилизованных крыльях вместо привычной «SS» появилась надпись «Jaguar».
Дело в том, что в 1945 году две буквы «SS» имели негативное значение и в первую очередь ассоциировались с Национал-социалистической немецкой рабочей партией, носящие сокращённое название Schutzstaffel (нем. «охранные отряды»). Уильям Лайсон принял решение переименовать компанию, чтобы избежать недопониманий со стороны общественности и не потерять покупателей.
В таком виде логотип довольно сильно смахивал на эмблему другой не менее известной автомобильной компании (да-да, BENTLEY, а также Aston Martin и Genesis).
Когда же название компании официально поменялось на «Jaguar» надобность в изображении крыльев просто исчезла.
Интересная история связана с появлением маскота в виде «прыгающего ягуара», ставшего впоследствии фирменным изображением компании.
В 1937 году, когда компания активно производила модели SS Jaguar 100, Уильям Лайсон обратился к одному из самых известных и успешных иллюстраторов в автомобильной сфере — Фредерику Гордону Кросби. По легенде, основатель Jaguar, увидев маскот в виде тигра, созданный Ф. Кросби немного ранее для модели Tiger компании MG, был настолько впечатлён, что попросил его создать похожую фигурку, только в виде ягуара.
Ф. Кросби превратил свою кошку в ягуара и подарил Лайсону символ, впоследствии прославивший его компанию.
В период с 1951 по 1957 год компания отказалась от каких-либо изображений и оставила только надпись. Впрочем, впоследствии схожую надпись стали размещать на багажнике автомобилей.
В 1957 году компания пережила одни из самых значительных изменений в своем фирменном стиле. Был создан новый плоский логотип, призванный заменить известный маскот «прыгающей кошки». Появление нового логотипа диктовалось утилитарными соображениями. Автомобиль должен быть узнаваемым, т. е. у публики не должно быть сомнений в том, кто его производит. В то же время, ни одна деталь спортивного автомобиля не должна замедлять его движение по гоночной трассе – лишние выдающиеся за корпус элементы создают дополнительное сопротивление и понижают скорость, поэтому выступающий, мощный стальной маскот требовалось заменить.
Обновленный логотип впервые был представлен в виде головы рычащего ягуара в золотом цвете на красном фоне с чёрной каймой. С тех пор она была обновлена и теперь представляет собой круглую эмблему с красным фоном, серебряной каймой и серебряным ягуаром.
Несмотря на тот факт, что компания отказалась от использования стальной фигурки на капотах, при покупке автомобиля каждый покупатель получал статуэтку в подарок. Немного позднее компания стала придерживаться схемы: «рычащая кошка» - спереди, «прыгающая кошка» - сзади. За все 70 лет на автомобилях компании можно было встретить различные варианты сочетания этих двух логотипов.
В 1982 году логотип компании принял знакомый всем нам внешний вид – изображённая в профиль фигура «прыгающей кошки» с надписью под ней. Цвет надписи заменили на зелёный, подобрали новый шрифт, более крупный и широкий.
С 2001 по 2023 год изменения логотипа были весьма незначительными. В этот период в дизайне и логотипе компания использовала шрифты из семейства Jaguar JC. Однако можно встретить написание с использованием шрифта Optima Demi Bold.
В 2001 году шрифт надпись и изображение привели к одному цвету - чёрному. Шрифт стал тоньше и острее, а расстояние между буквами увеличилось. В изображении ягуара появились дополнительные линии, придающие ему «мускулистый» и более фактурный вид. В отличие от предыдущей версии, где контур изображения был более чётким и острым, в этот раз ему придали плавную, скруглённую форму.
В 2002 году компания решила сделать металлизированную версию «прыгающей кошки», придав изображению матовый серебряный оттенок.
В 2012 году на логотипе по-прежнему был изображен фирменный знак, но теперь серебряный оттенок стал глянцевым, изображение стало рельефнее и получило новый рисунок тени.
В период с 2021 по 2023 год бренд вернулся к контурному изображению «прыгающей кошки», оставив при этом шрифт из версии 2001 года.
В 2024 году компания произвела ребрендинг и практически полный отказ от классического изображения логотипа. Теперь вместо изображения ягуара будут буквы «J» и «R», заключенные в круг золотого цвета. Хищник останется только как элемент фирменного стиля.
Шрифты тоже были изменены. Теперь компания будет использовать шрифт Exuberant.
Долговечность не всегда является признаком чего-то удивительного, но, как мы уже говорили, с классикой не поспоришь — а рычащий ягуар определённо является классикой.