Будет ли жизнь у интернет-магазинов в 2024 году?
Из статьи вы узнаете свежие тренды и мнения лидеров рынка онлайн коммерции. Поймаете новые инсайты и сделаете свои выводы.
Осторожно! Статья может изменить ваши ожидания и стратегию развития бизнеса на 2024 год.
Меня зовут Антон, я предприниматель, собственник кофейной компании и автор телеграм-канала “Бизнес под кофеек”, где рассказываю о том, как мы развиваем интернет-магазин и продаем на всех маркетплейсах, а также делюсь лайфхаками из жизни и бизнеса.
Мы очень остро ощущаем влияние маркетплейсов и пытаемся найти баланс, о чем и делюсь с подписчиками.
Итак,
Вот и закончилась двухдневная конференция New Retail Forum 2023, которая проходила в Москве в сентябре 2023 года и была посвящена в целом электронной коммерции и онлайн ритейлу.
Компании, кто торгует только на маркетплейсах или сам является маркетплейсом — говорят, что жизни у интернет-магазинов больше нет.
"На смену интернет-магазинам пришли маркетплейсы" (Яндекс Маркет).
Уже 47% онлайн покупок совершаются на маркетплейсах.
А владельцы крупных интернет-магазинов продолжают работать, адаптируются и находят свой формат сосуществования: развитие собственного ритейла, специальные предложения, мобильные приложения, создание экосистем, нишевые маркетплейсы и другое.
Мне понравилось как сказал представитель Спортмастер:
“Отрицать маркетплейсы — глупо. Не работать с ними — еще глупее”.
Что делать остальным игрокам, небольшим и средним интернет-магазинам?
Необходимо определить свои конкурентные преимущества: постгарантийное обслуживание, розничные точки, мобильное приложение, экспертность.
Либо вливаетесь в модель маркетплейсов и закрываете свой интернет-магазин, либо занимаете долю закрывшихся конкурентов и развиваетесь сразу в двух направлениях: и свой интернет-магазин и продажи на маркетплейсах.
“Мелкие игроки вольются в формат маркетплейсов, так как содержать свой онлайн тяжело”.
Каждому необходимо выбрать модель сосуществования в зависимости от ниши, конкуренции и своей аудитории.
ТОП 4 рекомендаций для интернет-магазинов:
1. Точки роста (боли) любого сайта.
Первая боль. Скорость загрузки. Улучшайте показатель.
Вторая боль. Фильтры в каталоге и поиске. Убирайте бардак. Делайте удобно для вашей ЦА. Поставьте себя на место клиента.
Третья боль. Фотографии и качество контента. Делайте живые фотографии и контент пишите с участием эксперта в теме.
Четвертая боль. Релевантность поиска на сайте. Поиском пользуется в среднем треть аудитории, можете проверить у себя в метрике. И выдача должна быть релевантной.
2. Создавайте экосистемы в вашей нише.
Просто продавать товары, даже по низким ценам, этого уже мало. Этим занимаются маркетплейсы.
Конкурировать с низкой ценой, широким ассортиментом и доставкой за один день — невозможно.
"Всегда найдутся альтернативные кроссовки".
Что делать?
Например мы в своем кофейном бизнесе развиваем не просто интернет-магазин кофе, а место, где покупатель сможет купить все, что связано с кофейно-чайной тематикой, а также получить ответы на свои вопросы, изучить рецепты напитков, получить рекомендации экспертов по завариванию кофе, прийти в шоурум и попробовать кофе, пообщаться с менеджером и многое другое.
Необходимо закрыть максимум запросов клиента вокруг вашего продукта, в вашей нише.
Если раньше мобильное приложение было “следующим шагом” крупных компаний, то сейчас это становится необходимостью для плотной работы со своей лояльной аудиторией.
“Количество новичков в мобильном приложений выше, чем на сайте процентов на 30-40%. LTV растет в среднем на 9,5%”
Да, это займет время и потребуются инвестиции для отстройки от маркетплейсов в своей нише.
"Дружим, но осторожно отстраиваемся”.
Вам необходимо решить, стоит ли оно того? Или постараться стать топ селлером на маркетплейсах в своей категории, постоянно работая с улучшением себестоимости товаров, снижением издержек и адаптацией к нововведениям площадок, т.к. комиссия будет постоянно расти.
На длинной дистанции выиграет тот, у кого есть своя лояльная аудитория, свой бренд и нормальная маржинальность продаж, чтобы инвестировать в развитие.
3. Экспертность. Консультация.
Если у вас есть оффлайн точка, офис или шоурум — это ваш актив.
Не все клиенты знают ЧТО они хотят купить в магазине. Не все могут выбрать из сотни карточек на маркетплейсах свой товар. Это сбивает.
Клиентам нужно дать общение. Выбор. Живой. Показать свою экспертность.
Если у вас получится — LTV по клиенту будет только ваш и самый лучший :)
4. Специализированные маркетплейсы.
Интересный инсайт почерпнул у Хофф, оказывается они уже несколько лет развивают свой нишевый маркетплейс у себя на сайте.
И тем самым закрывают “ассортиментные дыры” и поддерживают большой выбор для клиента.
Если вы не можете дать широкий каталог для клиента, попробуйте пойти по пути предоставления возможности другим поставщикам продавать свой товар у вас на сайте.
Вы не тратите деньги на закупку огромного стока второстепенных товаров. Продавец пользуется вашей площадкой и трафиком и закрывает спрос клиентов. Важно лишь заинтересовать продавцов у вас размещаться.
Также по этой теме.
Вы, как специализированный маркетплейс должны отличаться от обычных маркетплейсов. Чем отличаться? Изучите, что в вашей нише есть такого, что покупатель не получит в Озон или Вайлдберрис, но с удовольствием бы пользовался у вас.
Например: фотографирование букетов цветов перед отправкой, транслирование онлайн приготовления пиццы, видеозапись сборки заказов или всегда свежий кофе от проверенных поставщиков и другое.
Коротко резюмируя.
- Крупные интернет-магазины будут жить и сосуществовать с маркетплейсами.
- Мелкие и средние игроки либо закроются и переведут продажи в маркетплейс либо смогут сохранить продажи, лояльную аудиторию, предложив ей что-то такое, чего нет на площадках: сообщество, экспертность, качество продукции, свой бренд, удобное приложение и другое. В каждой нише есть что-то свое. Вопрос во времени и инвестициях.
- Продаем на маркетплейсах. Это реальность. Продажи с каждым годом растут и будут расти. Распределяем риски.
И не забывайте: “Современный предприниматель — это гибкий ум”. Системообразующий фактор.
Например. Компания думает, что она чисто цифровая, а потом открывает оффлайн точки, так как это дешевле. Рынок освободился. Цены упали.
Меньше сотрудников = выше зарплата = больше продажи = рынок растет.
Как говорил Генри Форд: “Буду больше платить своим сотрудникам, чтобы они покупали больше автомобилей”.
Если хотите узнать больше об общих трендах развития электронной торговли, можете прочитать вот эту статью “Тренды развития электронной коммерции в 2024 году” (в процессе написания :), в которой есть еще ряд полезных рекомендаций для вашего бизнеса.
И не забудьте подписаться на телеграмм-канал “Бизнес под кофеек”. Там больше реальной практики, советов, и мыслей автора. Учитесь на чужих ошибках и применяйте в своем бизнесе.
Успехов!