Про наставничество

Как таковой цели быть наставником у меня нет и не было, но, как оказалось, окружающие во мне видят эту роль, и мне в ней комфортно не испытываю трудности. Наиболее часто встречаемая проблема — «не понятно, что делать» — имеет причину: всё сваливать в одну кучу и пытаться решить разом. Сам так делал раньше и делаю периодически, но реже. Уже получается, и могу помочь другим «отделить зерна от плевел», «развести потоки», «распутать шерсть», «разобраться в ситуации», «прояснить обстановку». Раз за разом выработался определенный набор акцентов, которые помогают в коммуникации, чтоб было легко и продуктивно взаимодействовать. Решил систематизировать суть, и получился такой формат, если его придерживаться, общение становится продуктивным (проверено): 1. Осознавать цель взаимодействия т.е. понимать зачем ты пишешь и что хочешь получить. Разъяснения, ответ, согласование, совет или взгляд со стороны. Это экономит время и делает диалог осмысленным. Чтоб этого добиться, достаточно учитывать, что в русском языке есть три варианта предложений: повествовательные (мнение, рассказ, суждение, для информации), в конце стоит точка и не требует обратной связи; вопросительные, в конце стоит знак вопроса, содержит запрос информации и подразумевает пространство ответов; побудительные, в конце стоит восклицательный знак, подразумевает побуждение к действию (сделай, принеси, найди). Когда слышишь или читаешь конструкцию «А можно вопрос? Вот я считаю, что...» — кровь из глаз и насилие над оппонентом. Надо отделять. 2. Структуровать сообщение Это тоже про правила коммуникации и русского языка. Нормальный формат — это: - Контекст — в чём суть - Что сделано — коротко. - Вопрос / запрос — конкретно. - Ожидаемый результат — чего ждёшь. Оппонент почти всегда находится в другом контексте, нежели ты, кроме случаев когда вы долгое время проводите вместе, как супруги которые понимают с полуслова. Он в своих мыслях и чувствах и задачах. Нужно приложить мостик, чтоб получить результат от общения. Так проще понимать и быстрее отвечать. 3. Спрашивай так, чтобы можно было действовать. Вместо «как правильно?» — «как лучше, если цель вот такая?», т. е. держи внимание на цели и пути достижения. Это учит мыслить самостоятельно и осознанно выбирать решения. 4. Принимай обратную связь спокойно, без оправданий. Достаточно: «принял, исправлю» или «понял, уточню». Ошибки — это часть процесса обучения, и я это прекрасно понимаю. Мы тренируем умение слышать, разбираться и двигаться вперёд, а не защищаться. Оправдания только тратят время и внимание. Ошибки — часть процесса, важен вывод: «Согласен, учёл», «Теперь понял, как лучше». Либо задавай уточняющие вопросы. 5. Поддерживай ритм Раз в 2–3 дня — короткий апдейт: что сделал, где застрял, что планируешь. Если завис — пиши сразу, не жди, когда накопится. Это помогает видеть процесс и не терять связь. 6. Отвечай по существу Короткий ответ лучше, чем поток сообщений. Прежде чем писать, собери мысли в одно сообщение, проверь — не можешь ли ответить сам. Если потребуется разъяснить, я сам спрошу. Ценю внимание и ясность, а не количество слов. Такой вот гайд получился ✨

Ещё пишу тут https://t.me/grisenko_blog/210

Начать дискуссию