Подземные поместья судного дня: элиты все чаще покупают бункеры класса люкс
Этот проект – лишь один из примеров тренда среди ультрабогатых. Помимо Цукерберга убежищами уже обзавелись Ким Кардашьян, Шакил О’Нил, Том Круз, Бил Гейтс и Питер Тиль. Отличительная чета такого рода недвижимости – роскошь и комфорт. Аскетичные бетонные стены и складские стеллажи в прошлом, современные бункеры жутковато сочетают в себе премиальный дизайн с технологиями защиты от катастрофы.
Спрос рождает предложение, но что рождает спрос?
В последние годы рынок элитных подземных бункеров растет. Брайан Крамден, президент компании Hardened Structures, утверждает, что хотя в течение многих лет объем работ был “стабильным”, в последние два-три месяца произошел “значительный подъем”, вызванный геополитической напряженностью. Этому вторит компания Vivos: “Количество запросов и заявок увеличилось более чем на 2000% за год²”. Аналогичным образом, Rising S Bunkers заявляет об увеличении на 50% числа запросов от потенциальных клиентов.³
Наиболее частые основания для покупки – страх гражданской войны, ядерный конфликт, глобальная эпидемия, электромагнитные импульсные атаки и различные последствия изменения климата.
Наиболее частые основания для покупки – страх гражданской войны, ядерный конфликт, глобальная эпидемия, электромагнитные импульсные атаки и различные последствия изменения климата. Некогда экзотическая ниша бурно развивается и становится заметным сегментом индустрии роскоши. Журнал Architectural Digest даже назвал “премиальные бункеры” одним из трендов в сфере недвижимости 2023 года.⁴
Очевидно, что строительство таких бункеров требует специальных знаний и значительных ресурсов. Например, Hardened Structures не берутся за проекты стоимостью менее $1 млн. В их портфолио есть бункер стоимостью 90 миллионов долларов на Ближнем Востоке и убежище на 100 человек в канадских Скалистых горах. Oppidum предлагает такие варианты, как L’Heritage – апартаменты с пятью спальнями площадью 929 м² и ценой от $60 млн.
Обзор предложений на рынке
ABIBOO Studio предлагает Nomad Bunkers⁵ – запатентованные сборные бункеры класса люкс, способные обеспечить автономное существование до 12 месяцев. Рекламируются Nomad Bunkers как Plug & Play, готовые решения, которые осталось только закопать и подключить к коммуникациям. Plug & Burry. Площадь бункера 30 м², вместительность до 5 человек. Благодаря модульному дизайну есть возможность подключить дополнительные душевые комнаты или гидропонный сад.
Бункеры L' Heritage от Oppidum⁶. Спроектированы французским архитектором Марком Прижентом (Marc Prigent). Площадь 929 м², полная персонализация под клиента. По желанию в убежище можно добавить картинную галерею, гараж, гостиные для встреч, крытый сад и даже спа-центр с бассейном.
Создатели убежища Aerie, компания SAFE⁷, разработали проект подземного санатория класса люкс. Всего за $20 млн вам доступны роскошные апартаменты с бассейном и медицинское обслуживание с поддержкой ИИ, что бы это ни значило. Стоимость проживания – $20 млн с человека.
Проблема естественного освещения
Освещение в подземных помещениях не менее важно, чем отопление, вентиляция и другие коммуникации. Освещение не просто функционально, оно необходимо для создания открытой, гостеприимной и психологически благоприятной среды.
Использование светлых цветов на стенах и потолках помогает максимально отразить доступный свет, а правильно расположенные зеркала усиливают его и создают ощущение расширенного пространства. Передовые системы искусственного освещения могут имитировать необходимый спектр и суточный ритм естественного солнечного света, помогая поддерживать циркадные ритмы.
Но как быть с солнцем? Компания CoeLux⁸ предлагает интересное решение – особые светодиоды, организованные в плотную оптическую схему, обеспечивают спектральное качество, яркость и направленность, что весьма убедительно имитирует солнце.
Подземное сельское хозяйство
Наиболее уязвимая часть подобного рода убежищ – производство еды и утилизация отходов. Технологии гидропоники более 100 лет, вертикальные фермы существуют немногим меньше. Сегодня существует большое количество проектов и стартапов в разной степени готовности.
Но замкнутые экосистемы чрезвычайно хрупки по своей природе, требовательны в уходе и поддержании работоспособности. Как в чрезвычайной ситуации заменить вышедшие из строя датчики или паллеты с плодородным наполнителем? Подземная вертикальная ферма в условиях апокалипсиса не располагает к вызову службы сервиса.
Психологические аспекты
Это, пожалуй, самый тонкий аспект роскошных убежищ от глобальных катастроф. Превратить холодную подземную пещеру в теплое, гостеприимное убежище – дело дизайнеров и психологов. Персонализация, правильное использование зеркал, открытые планировки, светлые тона, и другие приемы дизайна интерьеров позволяют творить чудеса восприятия.
Достижима также предварительная физическая и психологическая подготовка будущих обитателей. Множественные изоляционные эксперименты убедительно доказывают, что группа людей способна существовать в полной изоляции достаточно продолжительное время. Участники эксперимента по имитации пилотируемого полёта на Марс “Марс-500” провели в изоляции 520 дней (почти полтора года)¹⁰. Не так давно, 18 марта, вернулись из незапланированного пребывания на МКС астронавты НАСА Сунита Уильямс и Буч Уилмор. Их восьмидневное путешествие растянулось на 9 месяцев.
Дуглас Рашкофф, американский медиавед и писатель, в своей колонке для The Guardian¹¹, феерически описывает опыт общения с элитами на тему выживания в пост-апокалиптическом мире. От относительно безобидных вопросов наподобие “В какой криптовалюте лучше сохранить сбережения?” или “Должно ли убежище иметь собственную систему подачи воздуха?” постепенно перешли к более острым и сложным. Чем платить своей охране если деньги обесценятся? Что, если начальник службы безопасности решит захватить власть? Краеугольным стал вопрос как сохранить и поддерживать власть в чрезвычайной ситуации. Контроль хранилищ с провиантом? А может быть специальные ошейники? Напрасно Рашкоф пытался образумить своих собеседников, никакие просоциальные аргументы в пользу партнерства и солидарности не сработали. Впрочем, сама идея бункера, особенно премиального, иллюстрирует мировоззрение и ход мыслей лучше любых бесед и лонгридов.
Ссылки и сноски
⁰ Генеральный директор корпорации Meta, что признана в России экстремистской организацией.