ЦИФРОВИЗАЦИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ, КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ, ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Аннотация. 21 век определил множество новых изменений в жизни общества. Новые технологии, изменение стандартов, все чаще и чаще все сферы общества переходят на электронный, цифровой режим. Это действительно удобно, компьютерные системы позволяют намного быстрее выполнять те или иные задачи. Цифровизация не обошла стороной и сферу менеджмента. В статье описаны плюсы и минусы цифровизации, а также отмечены возможные риски. Методы, используемые в исследовании-метод изучения литературы и других источников по исследуемой теме, метод анализа полученных данных и метод структуризации полученных данных.
Annotation. The 21st century has defined many new changes in the life of society. New technologies, changing standards, more and more often all spheres of society are switching to electronic, digital mode. This is really convenient, computer systems allow you to perform certain tasks much faster. Digitization has not bypassed the field of management. The article describes the pros and cons of digitalization, as well as possible risks. The methods used in the study are the method of studying literature and other sources on the topic under study, the method of analyzing the data obtained and the method of structuring the data obtained.
Ключевые слова: Менеджмент, цифровизация, риски, выгода, структура развития, управление предприятием.
Keywords: Management, digitalization, risks, benefits, development structure, enterprise management.
Двадцать первый век характеризуется бумом цифровых технологий, их внедрением во все сферы жизни нашего общества. Цифровизация является сравнительно недавним фактором, переопределяющим подход к организации производственных процессов за счёт применения информационных технологий, использования искусственного интеллекта, реформированием бизнес-процессов.

В 2011 году в результате инициативы немецких бизнесменов новейшая промышленная революция получила своё названии – «Индустрия 4.0», что по факту явилось признанием уже существующих, а не началом новых тенденций в экономике и обществе. Авторами данной статьи была предпринята попытка изучить риски и возможности такого явления, как цифровизация в сфере менеджмента. Для выполнения обозначенной цели были сформулированы следующие задачи: определиться с понятием цифровизации, изучить систему современного цифрового менеджмента, выявить плюсы и минусы цифровизации в менеджменте.Цифровизация – это процесс превращения аналоговых данных и рабочих процессов в цифровой формат. Относительно социальной сферы: в результате внедрения элементов цифровизации меняется общественная жизнь, повышается ее качество, у каждого активного члена общества появляется электронный доступ к информации и услугам, происходит совершенствование систем здравоохранения и образования.

Какие изменения несёт цифровизация бизнесу? Она предусматривает использование цифровых технологий для автоматизации бизнес-процессов, улучшение уровня качества услуг, оптимизацию производства и повышение эффективности работы организаций и предприятий в целом. Цифровизация предполагает усложнение информационного пространства. Данные, которые использует руководитель при принятии решений, становятся качественно сложнее и больше в объёме. При этом, цифровизация не только сокращает время на принятие разных решений, вовремя предоставляя необходимые данные и делая систему управления более гибкой, но и позволяет предотвращать кризисные ситуации. Например, если в автомобиле двигатель обеспечен датчиками, контролирующими его эксплуатационные показатели, производитель или владелец авто может анализировать работоспособность изделия, сравнивать его параметры с изначальными показателями на заводе.

Благодаря чему можно заранее понять, когда двигателю понадобится внеплановый ремонт либо профилактика. Это не мало важно в управлении бизнесом логистических и транспортных компаний.С внедрением роботизации на производство увеличатся производственные мощности и произойдет экономия стратегически важных ресурсов у предприятия. При этом, работники смогут пройти переквалификацию, не потеряют свои рабочие места, станут более гибкими и мобильными. В качестве примера сторонники данной теории приводят внедрение программы «1С: Бухгалтерия». В самом начале ее внедрения многие бухгалтеры были уверены, что она погубит их профессию и приведет к резкому сокращению бухгалтеров на местах. Однако, этого не наблюдалось. Вдобавок увеличилась мобильность самих бухгалтеров.Можно привести аналогичный пример с компанией Uber, которая совершила революцию в сфере пассажирских перевозок. При этом изначально затея компании считалась вредительством для отрасли, т. к. пришлось бы уволить всех операторов таксопарков, сократить количество работающих таксистов (данное суждение базировалось на том, что увеличится мобильность таксистов, а спрос останется тот же, что приведет к неизбежному сокращению), демпингование цен в отрасли (это привело бы к сокращению чистой прибыли предприятий). Со временем оказалось, что необходимость в увольнении таксистов и операторов отсутствует, увеличились спрос на такси и чистая прибыль компании. При этом приложение мобильного такси позволило привлечь новых таксистов, для которых перевозка пассажиров является дополнительным заработком в свободное от основной работы время. В качестве примера развития цифровых технологий на высоком государственном уровне можно привести программу развития Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ): «Основные направления развития финансовых технологий на период 2018-2024 годов».Цифровые технологии влияют не только на управление персоналом, но и на все функциональные области предприятия.

Изменяется характер деятельности организаций путем внедрения таких инновационных технологий, как блокчейн (файлы, базы данных и пр., хранящиеся на разных компьютерах, но связанные друг с другом), большие данные (технологии хранения и обработки большого объема данных), нейронные сети (вычислительные системы, имеющие способности к самообучению), облачные вычисления (хранение и предоставление доступа к данным и программам через сеть Интернет), виртуальная реальность (VR, т. е. цифровой, трёхмерный мир, создаваемый компьютерами). «Цифровое рабство». Активное использование интернета ограничивает свободу человека, его личные данные становятся доступными, отслеживаются действия в сети и интересы. Человек становится объектом бизнеса, используется его малейшее внимание к чему-либо, нередки злоупотребления.В ходе проведённого анализа, можно отметить, что в 21 веке с каждым годом ускоряется цифровизация всех отраслей экономики, поэтому роль Dijital инструментов в менеджменте будет расширяться. Для сохранения эффективности менеджменту необходимо оставаться гибким, а значит вовремя реагировать на сложившиеся ситуации. Поэтому в число обязательных компетенций менеджера входит цифровые знания и умение применять весь спектр цифровых технологий. © Г. Д.Максименко, 2023

Начать дискуссию