Тренды, тенденции и прогнозы индустрии ритейла до 2027 года

Средний рост европейского рынка в 5 лет прогнозируется в размере 2,5% ежегодно. Россия планирует занять 5 место с размером потребления в 203 млрд. евро в год (по данным Nielsen, IGD, IWSR). В этом обзоре рассмотрю европейский рынок и его тренды, место России и применимость трендов на российском рынке.

Павел Мартынов
автор

ТОП-5 тенденций европейского рынка

  • Стремление к обеспечению большей ценности

Ритейлеры акцентируют внимание на коммуникации и создании ценности для покупателей, реагируя на рост дискаунтеров.

  • Акцент на местном и сезонном ассортименте

Он призван сбалансировать ожидания покупателей в области здоровья и устойчивого развития, а также обеспечить безопасность и экономию средств через локальные поставки.

  • Эволюция каналов продаж становится ключевым аспектом

Оптимизация пути покупателя к продукту и акцент на ключевые миссии потребителя помогают ритейлерам встретить изменения в их запросах и потребностях.

  • Спрос на эффективность становится неотъемлемым

Ритейлеры ищут пути, чтобы устранить неэффективность своей деятельности, особенно в условиях ценового давления. Применение технологий и сотрудничество помогут сосредоточиться на сокращении затрат.

  • Улучшение экологических аспектов становится все более важным.

Сегодня покупатели ценят и осознают необходимость заботы об окружающей среде и здоровье. Ритейл должен взять на себя ответственность и принести свой вклад в создание лучшего мира для всех.

Эти пять тенденций будут определять европейский регион в 2024 году, вдохновляя и примеряясь на опыте лучших ритейлеров.

Применимы ли эти тенденции для России?

Все эти тенденции уже нашли свое отражение и реализацию в стратегиях прошлых лет. На каких-то еще будут фокусироваться в будущем, но в целом для российского рынка они не являются основными. Ключевой тренд, который объединяет европейский и российский рынки — это ESG-повестка. Эксперты агентства Better провели анализ, согласно которому медиаинвестиции в категории ESG увеличились на 69% в прошлом году и на 50% в первом квартале 2023 года. Данный тренд будет сохраняться и проявляться все больше.

Прогнозы к 2027 году

Средний рост европейского рынка в 5 лет прогнозируется в размере 2,5% ежегодно. Россия планирует занять 5 место с размером потребления в 203 млрд. евро в год (по данным Nielsen, IGD, IWSR).

Прогнозы на ближайшие годы в розничной торговле Европы намекают на захват и рост доли дисконтных магазинов к 2027 году, обгоняя традиционные форматы. Рост этого сегмента будет определяться запросами покупателей, устремленных на поиск выгодных предложений, а также инвестициями дискаунтеров в модернизацию и обновление своих торговых площадей.

Тенденции демонстрируют изменения в предпочтениях и требованиях покупателей, которые активно формируют новый ландшафт розничной торговли в Европе. Дискаунтеры прогнозируют самый высокий процент роста в перспективе 3-5 лет. Это подтверждает один из главных трендов экономии в потребительском поведении, наблюдаемый как в Европе, так и в России.

Тренды индустрии ритейла до 2027 года

Тренд «Императив эффективности»

Из-за давления на цены большинство ритейлеров активно оптимизируют свои процессы. Магазины вынуждены пересматривать подход к управлению пространством, балансируя между потребностями покупателей и операционными требованиями.

Видимость этого тренда в Европе высока:

  • Дискаунтеры активно внедряют инновации для снижения расходов.
  • Сеть магазинов Family Cash в Испании управляет компактными гипермаркетами, обеспечивая их эффективность и прибыльность.
  • Крупные продуктовые ритейлеры Великобритании расширяют сеть розничных маркетинговых инструментов продажи своих СМИ для создания новых источников дохода (ТВ, постеры, реклама внутри магазина).

Примеры европейских решений, которые могут быть применены и в России:

  • Использование паллетов и готовых к продаже продуктов повышает производительность и экономику операций. Бренды Nestle, Mars, Unilever применяют готовые паллетные дисплеи, особенно в периоды повышенного спроса, чтобы усилить эффективность. Готовые наборы к Нового Году, Рождеству, Пасхе. Главное тут - качественная упаковка и брендинг;
  • Бельгийская компания Colruyt разработала приложение Product Finder, позволяющее работникам сканировать товары и оптимизировать заполнение полок.
  • M&S создала приложение для поиска товаров в магазине, помогающее покупателям находить товары и следить за списком покупок.

Эти решения отражают стремление ритейлеров к оптимизации процессов и повышению эффективности, что является важным фактором в современной розничной торговле.

В России этот тренд демонстрируют:

  • Проект «Пятерочка #налету» — первый в стране магазин без кассиров с кассами самообслуживания, позволяющий совершать покупки более быстро. Вслед за «Пятерочкой» в этом году «Магнит» также начал тестировать подобный формат «Магнит Рядом».
  • Внедрение М.Видео в приложение и мессенджеры чат-бота «Алена», консультирующего клиентов. В 60% случаев «Алена» обрабатывает запрос клиента без привлечения оператора.

Тренд «Новая формула ценности продуктов»

Этот тренд подразумевает использование схем лояльности для увеличения ценности для покупателей. Розничные компании продолжают создавать персонализированные схемы на основе мобильных приложений, обеспечивая индивидуальные взаимодействия и предложения.

Кризис стоимости жизни оказывает влияние на покупательскую способность, делая соотношение цены и качества приоритетом при выборе товаров. Розничные торговцы будут акцентировать внимание на своей ценности через рекламные акции, ассортимент собственных торговых марок и программы лояльности для привлечения и удержания клиентов.

Этот тренд встречается в Европе на высоком уровне:

  • Конкуренция в ценовой сфере жизненно важна на всех европейских рынках.
  • Albert Heijn, Aldi, Lidl и Mercadona создают собственные торговые марки, которые предоставляют выгодные предложения и становятся лидирующими.
  • Множество ритейлеров уже используют программы лояльности, такие как клубные карты Tesco, являющиеся лидерами в регионе.

Примеры европейских подходов, которые могут быть использованы и в России:

  • Модель EDLP (низкая цена каждый день) против стандартных промоакций. Ритейлеры, постоянно предоставляющие выгодные цены, будут успешны в 2024 году, в то время как другим придется активно привлекать внимание рекламой. Например, EDEKA в Германии уделяет большое внимание качеству и ассортименту, не делая упор на громкие ценовые акции.
  • Наблюдается снижение среднего чека, рост прагматизма в покупках.

Немецкая сеть магазинов Penny активно развивает свою линейку товаров Penny Ready, предлагая возможность поесть за пределами ресторанов, что важно в условиях снижения их посещаемости.

  • Партнерства и маркетинг.

Схемы на основе приложений позволяют розничным компаниям получать преимущества от партнерств и дополнительные доходы от маркетинга. Приложение Lidl Plus предлагает партнерские предложения и скидки на товары и услуги.

В России также четко прослеживается этот тренд:

  • Компания Х5 создала программу лояльности «Х5 Клуб», которая дает возможность оплатить покупку баллами до 50%, предоставляет доступ к уникальным акциям и персональным предложениям.
  • «Лента» решила выйти в сегмент дискаунтеров и стала открывать магазины с товарами низкого ценового сегмента «Лента Эконом».

Тренд «Новая магия магазинов»

Розничные каналы продолжат эволюцию в 2024 году, отвечая на изменения в потребностях покупателей. Ритейлеры, не соперничающие исключительно по цене, должны сфокусироваться на улучшении посещаемости и объема продаж за счет времени, удобства, ассортимента и обогащенного покупательского опыта.

Видимость тренда в Европе средняя:

  • Ритейлеры Edeka и REWE в Германии предоставляют больше свободы в дизайне магазинов независимым владельцам.
  • В Португалии Continente и Auchan открывают экспериментальные магазины.
  • Carrefour стремится к реализации цифровых амбиций к 2026 году, развивая свое омниканальное присутствие.

Примеры, применимые в России:

  • Дискаунтеры все больше напоминают супермаркеты, увеличивая ассортимент и сотрудничая с компаниями, такими как L'Oréal, как делает Lidl France для улучшения своих предложений в области здоровья и красоты.
  • Ритейлеры активно развивают омниканальные стратегии, повышая эффективность поставок и уделяя внимание цифровым медиа.
  • Улучшение возможностей питания в магазинах будет популярным способом увеличения посещаемости, подобно стратегии компании Globus в Германии, которая предлагает различные рестораны внутри своих магазинов.

Рост тренда наблюдается и среди российских ритейлеров:

  • Онлайн-ритейлер Ozon активно расширяет ассортимент за счет категорий Food и FMCG для повышения частоты заказов, а также масштабирует Ozon fresh — сервис со свежей продукцией напрямую от производителей.
  • В минимаркетах «AB Daily» открываются летние веранды, на которых посетителям предлагается полноценное меню и обслуживание официантами.

Тренд «Здоровье и устойчивое развитие»

Ритейлеры будут более активно ориентироваться на местные и сезонные особенности. Это позволит удовлетворить потребности покупателей и повысить лояльность.

Примеры в Европе:

  • В рынках Западной Европы акцентируется внимание на здоровье и благополучии покупателей.
  • Ассортимент органических продуктов расширяется, особенно в Португалии и Франции.
  • Французские ритейлеры внедряют продажу медицинских препаратов и услуг, делая их доступными в сельской местности.

Применение в России:

  • Создание атмосферы свежести и сезонности с помощью демонстрации свежих овощей и фруктов на входе в магазин для формирования первого впечатления.
  • Производство в магазинах может стать акцентом на уровне местности, обеспечить гибкость и устойчивость в предложении локальных решений.
  • Информирование покупателей внутри категории продуктов, где ритейлеры предоставляют подробные сведения о товаре, такие как например

SuperBioMarkt, что помогает покупателям принимать более информированные решения.

Российские ритейлеры также уделяют большее внимание устойчивому развитию:

  • «Пятерочка» и «Перекресток» совместно с поисково-спасательным отрядом «Лиза Алерт» запустили проект «Островок безопасности». Это специальная зона, которая помогает людям с деменцией и маленьким детям, если они заблудились.
  • «Магнит» внедрил стратегию устойчивого развития «Ритейл со смыслом», основанную на принципах Глобального Договора ООН. Стратегия направлена на снижение воздействия на окружающую среду, заботу о персонале, популяризации здорового образа жизни.

Тренд «Экономия для планеты»

Ритейлеры ставят перед собой задачу уменьшения негативного влияния на окружающую среду, вводя новые инициативы по устойчивому развитию. Они фокусируются на сокращении использования пластика, улучшении дизайна магазинов и достижении целей по экологии.

Примеры в Европе:

  • Борьба с пищевыми отходами.

Ритейлеры применяют технологии, чтобы сократить пищевые отходы. Например, Albert Heijn в Нидерландах использует электронные этикетки и искусственный интеллект для динамического изменения цен на продукты в течение дня, снижая тем самым пищевые отходы.

  • Сокращение использования пластика и бумаги.

REWE в Германии отказался от бумажных листовок и брошюр и предлагает вместо этого цифровой опыт через WhatsApp. Также в Германии обсуждается внедрение практики возвратных бутылок и банок для крепкого алкоголя, что может значительно сократить затраты на сбор стекла и облегчить уборку улиц.

Эти меры не только помогают ритейлерам сократить затраты и соблюсти законодательные нормы, но и продемонстрировать их социальную ответственность и внимание к проблемам окружающей среды.

В России данный тренд тоже явно прослеживается:

  • Производитель экологичной бытовой химии BioMio запустил проект Bio-Refill. Компания ставит в гипермаркетах станции, в которых можно набрать средство в многоразовую бутылку. Это сокращает производство и утилизацию пластиковых тар.
  • Торговая сеть «Магнит» тестирует различные экологичные решения в формате «конвиниенс стор». Например, есть решения которые позволяют пополнять пластиковые емкости для питьевой воды, чтобы сократить переработку отходов.

Тренд «Цифровая трансформация»

Этот тренд заключается в использовании инновационных методов для оптимизации процессов и обслуживания покупателей. В Европе он виден через различных ритейлеров, внедряющих цифровые решения и автоматизацию.

  • Zabka в Польше управляет крупнейшей сетью автономных магазинов в Европе. - Казино во Франции внедрило технологии управления запасами в магазинах.
  • Ритейлеры в Нидерландах, Германии и Скандинавии являются лидерами в использовании цифровых решений.

Примеры для применения в России:

  • Паллетизация и готовая продукция на полках.

Использование поддонов и готовых к хранению запасов повышает производительность склада и упрощает рабочие процессы.

  • Эффективность в определенных категориях.

Розничные торговцы могут улучшить эффективность в определенных категориях, освободив ресурсы для инвестирования в другие области.

Россия сейчас является лидером по цифровизации. Ритейлеры внедряют IT-технологии, приложения и персональные предложения. Мир идет по пути персонализации, а прямой доступ к ней предоставляют приложения. Чем они более персонализированы, тем выше лояльность покупателя. Компании каждый год дорабатывают свои приложения, делая их более персонализированными. В целом сфера IT-технологий достаточно укреплена и укоренена в России, так как люди становятся диджитальными и требовательными к пользовательскому пути. Именно через удобство и персонализацию ритейлеры могут добрать себе покупателей, используя все более технологичные решения.

Многие российские ритейлеры используют инновации:

  • «Яндекс Маркет» разработал роботов, которые проводят инвентаризацию склада и перевозят товары.
  • Ашан начал применять ИИ для оптимизации клиентского сервиса, диджитал-маркетинга и e-commerce. Сеть магазинов также запустила чат-ботов.

Все вышеперечисленные тренды продолжат развиваться в розничном секторе и совершенствовать рынок.

5 исключительно российских трендов

  • Рост рынка готовой еды, который говорит об открытии складов с конвейером сборки заказов и форматов «фабрика-кухня».

В последнее время потребление готовой еды значительно увеличилось. Ритейлеры, большие сети в своих стратегиях учитывают этот тренд. Формат «фабрики-кухни» уже плотно закрепился, и последующие 3-4 года мы будем видеть его значительное увеличение. Ожидается открытие большого количества новых форматов фабрик сборки готовой еды.

  • Борьба за первенство в онлайн-сегменте в регионах.

Ритейлеры все чаще фокусируются не только на московском рынке, но и на регионах. Команды крупных федеральных ритейлеров борются за первенство в онлайн-сегменте. Если московский рынок уже переполнен, то в регионах еще есть возможность побороться за лидерство.

  • Большой ритейл как поставщик для минимаркетов у дома.

Люди предпочитают те магазины, которые ближе к дому. Это может быть минимаркет, но он должен находиться на первом этаже дома. Только в этом случае покупатели будут совершать в нем покупки каждый день. Именно поэтому ритейлеры придумали новую операционную модель и активно тестируют ее. Большие ритейлеры поставляют товары в минимаркеты у дома.

  • Тренд на сокращение площадей магазина

В новых домах и ЖК предусмотрена инфраструктура на первом этаже. Ритейлеры обращают на это внимание и занимают их, а не отдельно стоящие магазины. Теперь ритейл может быть организован на достаточно небольших площадях в формате «конвиниенс стор» и удовлетворять там все потребности.

  • «Еда на один день»: низкий, но частый чек

Сегодня люди почти не закупаются товарами впрок, а берут еду на один день. Онлайн-доставки и магазины у дома позволяют не совершать покупки сразу на несколько недель. Изменение потребительского поведения говорит о том, что в ближайшем будущем ритейлеры будут обращать все большее внимание на удовлетворение потребности покупателей в покупке еды на один день.

Перед индустрией ритейла открываются глобальные возможности для развития и роста. Те, кто сможет адаптироваться к новым трендам и использовать их в свою пользу, будут успешными на рынке розничной торговли в ближайшем будущем.

9
Начать дискуссию