Стать дизайнером кроссовок в adidas: путь длиной в 10 лет, как избежать ошибок, пережить выгорания и дойти до цели.
Когда-то я публиковал здесь статью о дизайне обуви. С тех пор прошло много времени. Я успел пару раз выгореть, переехать в другую страну, сменить профессию, но в конце-концов снова вернуться к дизайну кроссовок. Мне кажется, что кому-то мой рассказ может оказаться полезным или интересным. Особенно тем, кто как-то связан или хочет связать себя с этой профессией.
Вернёмся на 10 лет назад.
На дворе 2015 год, я заканчиваю институт и устраиваюсь на свою первую официальную работу: младшим дизайнером обуви в Московский офис компании Спортмастер.
Получил я ту работу относительно легко и по наивности думал, что это неплохой компромиссный вариант на год-два (спойлер: я проработаю там 6 лет).
Моей мечтой в тот момент было набраться опыта в промышленном дизайне и перейти в какой-нибудь автоконцерн дизайнером тачек, т.к. это было моей специальностью в институте.
"Зачем тебе этот автомобильный дизайн? Там огромная очередь из желающих получить не то, что работу, а хотя бы стажировку. А ты уже работаешь! Обувь это хороший бизнес!"
Время шло, я всё больше погружался в тему кроссовок и обувь становилась мне более интересна. В 2017 вышли первые коллекции обуви для магазинов Спортмастер, в разработке которых я принимал участие — а значит их уже можно было добавить в портфолио! Помимо работы, я участвовал в конкурсах и много рисовал для себя, чтобы прокачаться в профессии как можно сильнее.
Первые контакты с HR:
Примерно в то же время (2017) я стал получать первые сообщения от HR из разных компаний. Сначала был американский бренд Under Armour, но там меня довольно быстро отсекли по причине: "Sorry but your location is a problem for us."
Потом был собес с Jack Wolfskin, куда меня порекомендовал их дизайнер, но и там в финале выбрали кого-то другого.
А в 2018 написали из Puma, где я дошёл до собеседования с руководителем. И хотя ту работу я не получил, сам факт общения с ними меня очень вдохновил.
Важно уточнить, что все те собеседования были инициированы не мной. Представители компаний сами находили меня в соц. сетях и писали. Я же ничего активно не искал, а просто публиковал свои творческие работы в Instagram и Behance. Тогда мне казалось, что это нормальная стратегия. Ведь большинство историй успеха звучало подобным образом: "Они просто где-то рисовали, а кто-то это увидел и предложил им хороший контракт." Да, такой способ искать работу действительно иногда работает, но хороший шанс выпадает крайне редко.
Почему вообще не сиделось на месте.
Для меня не было принципиально в какой стране работать, главным критерием была сама компания и интересные проекты.
Спортмастер был весьма неплохим местом в этом плане, однако в моё время зарплаты дизайнера едва хватало на жизнь в Москве. (Не знаю как сейчас, но очень надеюсь, что лучше.)
К сожалению в России на тот момент не было большого выбора, где заниматься дизайном кроссовок.
Альтернативой была работа в компаниях, которые закупали копии обуви известных брендов и ставили на них свой логотип. В таких компаниях иногда предлагали зарплаты на 20-30 тысяч рублей больше, но этот путь не казался мне интересным, т.к. это не настоящая разработка продукта и за небольшую прибавку к зарплате, я бы перестал развиваться как специалист.
Поэтому я решил оставаться в Спортмастере до тех пор, пока не найду следующую работу мечты: с такими же интересными проектами, большей зарплатой, желательно в известном бренде, чтобы если и вернуться обратно, то уже с красивой строчкой в резюме, хорошим опытом и на более высокую должность.
Период безуспешных откликов.
Не помню с какого момента мне пришло понимание, что надо самому искать зарубежные вакансии. Я узнавал это всё постепенно. Начал искать вакансии на LinkedIn, Behance, карьерных разделах на сайтах компаний и рассылать своё портфолио. Однако долгое время это не приносило никаких результатов. Компании отвечали автоматическими отказами даже без собеседования.
Стало казаться, будто я бьюсь об стену. Пока в 2019 мне не ответили из Адидас! Сработал мой отклик на их вакансию в Азии, где у компании так же есть офисы. Собеседование прошло хорошо, но вскоре проект, на который я нанимался, заморозили. HR сообщила, что эту должность переносят в другую страну и мне придётся пройти весь процесс собеседований заново и уже с другими людьми. Последовали очередные созвоны, но пока я ждал хоть какого-то результата, началась пандемия.
Локдаун 2020 и побег в мир 3D.
Во время пандемии я решил оставить все свои безуспешные попытки устроиться на работу заграницей. Т.к. окончательно потерял веру в то, что это возможно.
Вместо этого я стал развиваться в 3D моделировании и творчестве. Освоил Rhino, Blender и другие компьютерные программы.
Через соц. сети познакомился и общался со многими талантливыми людьми. Делал с ними виртуальные коллаборации на тему обуви. Ну и продолжал работать в Спортмастере, т.к. это приносило стабильный базовый доход.
Переход в Адидас.
В 2021 году я вернулся к поискам работы-мечты. И если в предыдущие годы я просто делал холодные отклики на вакансии. В тот год я понял, что надо действовать активнее. Находить людей, которые уже работают в нужных местах, просить их о совете или рекомендации. Кроме того, я снизил планку к желаемой должности.
И эта стратегия сработала. В конце 2021 я подписал контракт с Адидас и уехал в Германию, чтобы стать ассистентом-3D-дизайнером обуви!
Да, по рангу должность ниже, чем у меня была раньше, но зарплата выше. Компания так же помогла оформить рабочую визу и решить некоторые другие моменты связанные с переездом. В этом плане всё прошло гладко.
По приезде выяснилось, что я даже не был самым "старым" среди новых коллег. 30-летний джун — обычное дело для Европы, люди тут долго учатся, затем много стажируются и довольно поздно, по нашим меркам, выходят на работу.
Большой облом.
Казалось бы мечта сбылась. В январе 2022 я выхожу на новую работу в известном бренде. Но в первую же неделю оказывается, что я там уже не нужен.
Мой переезд и оформление документов заняли 4 месяца. За это время многое изменилось и та работа, для которой меня нанимали - внезапно отменилась. В итоге мне пришлось делать очень разные задачи, которых я не ожидал.
В добавок к этому в феврале 2022 начались всем известные события и моё моральное состояние оказалось на самом дне. Заниматься дизайном уже совсем не осталось никакого желания. Но ещё меньше хотелось оказаться безработным в чужой стране или вернуться домой ни с чем, поэтому к концу года я стал откликаться на разные вакансии внутри отдела.
С 2023 года я стал работать вместе с IT командой, выполняя функции продакт-оунера для разного дизайнерского софта, которым пользовались в Адидасе. Эта работа позволила мне оставаться в компании и пережить творческое выгорание.
Второй заход в дизайн.
Лишь в 2025 году ко мне вернулась креативная энергия и я решил, что пора вернуться к изначальному плану — стать непосредственно дизайнером кроссовок.
Искать работу внутри компаний обычно проще, чем из вне. Однако если компания очень большая, знать всех - нереально. Желающих перейти с одной должности на другую тоже хватает. А у меня пробел в портфолио, где я несколько лет занимался чем угодно, кроме дизайна.
И всё же, после нескольких попыток, я попал в команду Running, где мы создаём обувь для бега. Пока мне рано хвастаться вышедшими моделями, ведь их время ещё не пришло. Но я очень рад заниматься тем делом, к которому я стремился и которое мне интересно.
Самый главный вопрос.
Раскрыть зарплату на текущей работе я вам не могу. Но на жизнь немецкого среднего класса хватает. Остальное уже не так важно, у всех разные траты и разные налоги.
Разбор ошибок прошлого:
Оглядываясь назад, видно те ошибки, которые я совершал и из-за которых мой карьерный путь получился таким долгим.
Вот они:
1. Ждать пока кто-то меня заметит.
2. Не обращаться за помощью или советами.
3. Иметь иллюзии о лёгкости поиска хорошей работы.
Разумеется были ещё разные везения/невезения и мы не можем их контролировать. Но в моей истории, если бы я знал всё то, что знаю сейчас, возможно я бы получил работу мечты лет на 6-7 раньше.
И ещё интересное наблюдение.
Когда я находился в России и получал отказ за отказом, мне казалось, что проблема исключительно в моём красном паспорте. Хотя конечно необходимость визы это утяжелитель и не все работодатели готовы с ним связываться. Но пообщавшись с коллегами-европейцами, я выяснил, что многим из них было так же нелегко получить работу в известных компаниях и они сталкивались примерно с теми же проблемами, что и я.
Надеюсь моя история окажется вам полезной или вдохновляющей. Если хотите не потеряться, то вот ссылка на мой биханс, а там уже и соц.сети есть.
До встречи в нашем маленьком обувном мире!