Иммерсивные и интерактивные мультимедиа технологии: как создать новый опыт для клиента

Зачем бизнесу использовать мультимедийные технологии для клиента и в каких сферах они становятся востребованы?

Иммерсивные и интерактивные мультимедиа технологии: как создать новый опыт для клиента

Современные мультимедийные инструменты — это не только технологии для внутренних задач бизнеса: созвонов, мероприятий, коммуникаций в командах. Это еще и возможность привлечь клиента, создать для него другой опыт взаимодействия с продуктом и услугой. Мультимедийные технологии проникают в разные отрасли — культурную, развлекательную, образовательную. Они находят применение в детских и взрослых проектах и не только в условном мобильном приложении, но и офлайн. Как они работают и есть ли за ними что-то большее, чем просто дорогое развлечение?

Зачем офлайн бизнесу мультимедийные технологии

Современный пользователь живет в мире технологий и обилия контента, растет в этом окружении и меняется вместе с ним. Он привыкает к интерактивному взаимодействию с миром — особенно молодежь и подростки, практически родившиеся со смартфоном в руках. Для них естественно делать все тапом по экрану, управлять цифровой средой.

Это заставляет офлайн бизнес фактически конкурировать с онлайном: более ярким, необычным, современным. Повысить шансы на успех помогают мультимедийные технологии, у которых есть несколько преимуществ.

Вовлекают пользователя. Интерактивные экраны, QR-коды с переадресацией в мини-игру, видеоролик, квест или другой познавательный либо развлекательный контент, AR- и VR- инструменты привлекают внимание. Они позволяют взаимодействовать с разными объектами — картиной в галерее, каталогом товаров в магазине обуви, меню в ресторане, и получать новый опыт.

Раскрывают продукт по-новому. Цифровые инструменты помогают создать или усилить атмосферу, показать место или товар в другом свете, изменить представление клиентов о нем. Представьте: гость просто пришел в ресторан вечером, съел блюдо и ушел. Или гость пришел и попал в сказочное подводное царство, с плавающими по стенам виртуальными рыбами среди водорослей и кораллов. Впечатления будут разными, и второй вариант запомнится с большей вероятностью.

Стимулируют пользователя говорить о бренде. Если гостя или клиента впечатлило место или продукт своим внешним видом, он сделает фото, снимет видео и загрузит в социальную сеть. Чем более уникальным окажется этот UGC-контент — User Generated, пользовательский, тем выше шансы, что он завирусится. В результате вырастает узнаваемость продукта и компании, ее упоминаемость, может увеличиваться аудитория и продажи.

Фактически, когда бизнес вложился в дополнительную технологию для атмосферы — например, в 3D-mapping для подачи блюда в ресторане, он вложился еще и в маркетинг.

Кому нужны интерактивные мультимедиа инструменты

В первую очередь такие технологии будут ценны для бизнеса, который не просто предлагает клиенту услугу или товар, но и создает впечатление. Причем это впечатление — важная составляющая продукта. Можно выделить несколько направлений и сфер бизнеса, где мультимедийные технологии в офлайн-пространстве будут особенно интересны клиенту.

HoReCa. Рестораны, которые предлагают гостю не просто быстро и недорого пообедать, а ставят на первый план концепцию и времяпровождение, привлекают гостя не пастой, а атмосферой. Поэтому они делают большую ставку на аудио и визуальные эффекты через проекции, лазерное и световое шоу, голограммы.

Гостиницы в большей степени могут быть заинтересованы в функциональных инструментах. Например, в интерактивных экранах, которые упрощают навигацию и получение дополнительных услуг — вызвать уборку или заказать ужин в номер. Но световые инсталляции, проекции и другие инструменты преображения интерьера и экстерьера тоже не стоит сбрасывать со счетов. Они создадут особую атмосферу для гостя, например, в новогодние праздники, если организовать 3D-mapping шоу на фасаде здания.

Иммерсивные и интерактивные мультимедиа технологии: как создать новый опыт для клиента

Красота и здоровье. Фитнес-клубы и SPA-салоны тоже порой обращаются к мультимедийным инструментам, чтобы создать особую атмосферу для гостя. Самый простой инструмент — проекции на стены и потолок. Их можно использовать в бассейнах, зонах релаксации. Так в городских термах «Тортуга» в Челябинске SPA-зону дополнили проекциями на стенах: завораживающий свет и изображения кораллов и плывущих рыб создают у гостя ощущение, что он в подводном мире.

Культурные пространства. Галереи, частные музеи, арт-пространства, выставочные залы тоже предлагают посетителю в первую очередь впечатления. Даже если человек может приобрести физический продукт — картину или условную скульптуру, — кроме этого он вынесет еще и воспоминания, эмоции, ощущения.

Мультимедийные технологии могут по-новому раскрыть пространство и его содержимое: рассказать о картине не только текстом на табличке рядом, но и через проекцию ее создания мазок за мазком. Или погрузить гостя в атмосферу космоса галереи через световое шоу и VR-квест.

Торговые центры и магазины. Развитие онлайн-торговли приводит к тому, что если потребителю просто нужна вещь, он скорее всего ее купит в интернете. Не надо тратить время на поездку до торгового центра и обратно, на примерки, очереди. Можно в комфорте своего дома выбрать, сравнить, заказать, оплатить. Если потребитель идет в магазин, то либо товара нет онлайн, либо очень важно его сначала увидеть вживую, протестировать, либо это способ интересно провести время.

Мультимедийные технологии в ретейле становятся инструментом, который, с одной стороны, развлекает посетителя. А, с другой стороны, может подарить схожий с онлайн-покупкой опыт. Например, найти продукт и сравнить несколько конфигураций на интерактивном экране в магазине. Потом потребитель спокойно осмотрит товар живьем и сделает выбор.

Ресторан как театр и телепорт в другие миры

Рестораны, бары, кафе и другие заведения общепита стали привычными заведениями для многих россиян. Это уже не место, куда собираются раз в год на большой праздник: в них приходят просто выпить чашку кофе, расслабиться, пообедать, пообщаться с друзьями за коктейлем. Атмосфера становится одним из ключевых критериев выбора ресторана в крупных городах. Поэтому в HoReCa все чаще используют технологии.

Иммерсивные и интерактивные мультимедиа технологии: как создать новый опыт для клиента

Аудио-визуальные инсталляции. Самый простой вариант — это добавить в интерьер мультимедиа-экраны, на которые можно выводить заранее подготовленный контент, использовать точечно проекции на объекты и дополнить созданную атмосферу звуком. Технологии становятся аккуратным дополнением основной задумки, практически не бросаются в глаза.

Проекционный дизайн. Это решение уже делает проекции одним из ключевых элементов дизайна и всей атмосферы ресторана. Вечером в зале дневной свет сменяется редким точечным, и на ранее неприметных стенах рисуются фантастические картины. Это может быть просто игра света и цвета, могут быть проекции заранее подготовленных изображений.

Иммерсивное шоу. Многие рестораны сегодня стараются удивить гостя эффектной подачей блюда, чтобы сильнее запомниться. Современные технологии выводят этот процесс на новый уровень — ресторан может превратить простой ужин в увлекательное представление. На тарелке «соберутся» цифровые ингредиенты в десерт, которое вот-вот принесут, или в ожидании блюда гость увидит короткий сюжет о том, как для него добывали рыбу в океане.

Новый опыт от покупок офлайн

В ретейле самая востребованная сегодня интерактивная технология — это мультимедийные экраны или киоски. Их используют и в торговых центрах, и в отдельных магазинах: зачастую в крупных, поскольку их главная задача — заместить частично или полностью консультанта. С позиции возможностей такие экраны можно поделить на три категории.

Информационные экраны с электронным каталогом. Самый распространенный инструмент, который делает покупки удобнее. Посетитель может без помощи консультанта заказать нужный товар, если его нет в конкретной точке, посмотреть характеристики выбранного продукта, сравнить с другим — как при обычном поиске через смартфон.

Это удобно для ситуаций, когда в магазине большой трафик и не хватает персонала. Или если посетителю некомфортно обращаться по всем вопросам к консультанту и он предпочитает все делать самостоятельно.

Информационные экраны с дополнительными возможностями. Кроме электронного каталога на мультимедийную панель можно выводить и другие инструменты, необходимые посетителю. Например, предложить виртуальную примерку товаров — с помощью AR, дополненной реальности, или подбор продукта по запросу пользователя. А пока клиент не взаимодействует с экраном, на нем может выводиться информация об акциях, новинках, специальных предложениях.

Информационные экраны с виртуальным помощником. Умный ассистент на основе искусственного интеллекта отвечает на вопросы пользователя — например, помогает сориентироваться в ассортименте бытовой техники. Клиенту не нужно искать товар через множество фильтров: он голосом или печатным текстом дает задачу помощнику на экране.

Весной 2025 года такой виртуальный ассистент появился в магазине «М.Видео» в московском торговом центре Botanica Mall. Консультант по имени Эм.Ви отвечает на запросы в режиме реального времени, помогает быстро оформлять покупки по QR-коду.

Конкуренция за клиента растет в большинстве сфер и отраслей. У современного человека огромный выбор в товарах и услугах, поэтому бизнесу нужно искать инструменты не просто выделиться, но и запомниться аудитории на уровне ярких и глубоких эмоций. Видеомэппинг, виртуальные помощники на сенсорных панелях, световые инсталляции и другие интерактивные мультимедийные инструменты могут стать той самой деталью, которая создает вау-эффект для вашего клиента.

Начать дискуссию