Как правильно выстроить логистику в фудтехе

Как правильно выстроить логистику в фудтехе

В последние годы россияне всё чаще заказывают готовую еду на дом или в офис. Статистика показывает ежегодный прирост количества заказов на 25-50%. По приблизительным подсчётам, на начало 2025 года объём доставляемой пищи и продуктов достиг 800 тысяч тонн в год. На фоне такой тенденции компании, работающие в сегменте, сталкиваются с необходимостью оптимизации расходов, ускорения и снижения рисков. Особую роль в этом играют логистические процессы. Тому, как правильно выстраивать логистику в фудтехе, посвящён наш сегодняшний материал.

Важность логистики в фудтехе

Главной задачей логистики является обеспечение быстрой доставки. Причём это затрагивает не только путь от склада до двери клиента и работу курьера. К важным этапам также относят сборку заказов, коммуникацию с покупателями и т. д. За период локдауна из-за пандемии коронавирусной инфекции российские потребители стали более требовательными – людям удобно пользоваться экспресс-доставкой, особенно в раннее или ночное время. К тому же многие сервисы предлагали бесплатную доставку.

Сегодня курьерские службы готовой еды решают отказываться от подобных условий, однако потребители сопротивляются этому, ведь на более низкое качество обслуживания они уже не согласны. Поэтому услуга доставки становится не менее важной, чем сам продукт. По этой причине для привлечения внимания потребителей компаниям приходиться адаптировать свою логистику.

Но как именно это сделать? Даже при поиске подрядчика с хорошим качеством услуг аутсорсинг логистических процессов занимает немало времени. При введении логистического посредника между заказчиком и клиентом цепочка доставки становится многоступенчатой системой, в которой задействованы разные исполнители.

Для реализации логистических проектов также нужно специализированное программное обеспечение. Желательно иметь уникальный софт, написанный для удовлетворения потребностей конкретной фудтех-компании. Такой вариант весьма дорогостоящий, поэтому многие участники рынка решают использовать шаблонные системы.

И при всех этих сложностях важно не отнимать ресурсы от самих предлагаемых продуктов.

Роль человеческого фактора в логистике фудтеха

Курьерская доставка сильно зависит от человеческого фактора. Компании, доставляющие готовую еду, используют подписочную модель, которая требует увеличения LTV клиентов (метрики, показывающей количество приносимых денег за весь период сотрудничества). Стабильное значение LTV позволяет прогнозировать выручку и закупки. Поэтому даже работа курьеров должна быть ориентирована на эту метрику.

По этой причине доставка предполагает не только дистрибуцию, но и коммуникацию курьеров с клиентами. Доставщики должны быть готовы в любой момент подстраиваться под желания заказчиков. А при форс-мажорах операторы должны уметь быстро перехватывать заказы и отправлять других курьеров.

Аутсорсинг логистики является хоть и приемлемым, но нежелательным решением. Курьеры-аутсорсеры имеют совершенно другую мотивацию из-за отсутствия обязательств перед нанимателями.

Учитывая это, для бизнеса по доставке готовой еды важным моментом является подготовка собственной курьерской службы. Стоит учесть, что комплектование собственного штата курьеров является не самой простой задачей. Спрос на качественных доставщиков намного больше предложения, поэтому опытных курьеров высоко ценят в фудтехе.

Практика показывает, что курьеры работают в одной компании 6-12 месяцев. Для компании будет успехом, если они продлят сотрудничество с работником на 3-4 года. Для этого используются разные стимулы: внутреннее обучение, возможность изменять заготовленные маршруты, выбирать желаемые районы для работы и т. д. Также необходимо обсуждать с курьерами действия в экстренных обстоятельствах (ДТП на дорогах, повышенный трафик, перекрытие улиц в праздники и т. д.).

Если курьеры работают на одну фирму долгое время, клиенты привыкают к ним, а сотрудники хорошо изучают желания конкретных заказчиков. Это благотворно влияет на лояльность клиентов и доверие к бренду на долгосрочную перспективу.

Роль больших данных в успехе доставки

Чтобы с высокой точностью прогнозировать спрос, составлять планы закупки продуктов и приготовления заготовок, важно иметь большой объём знаний. В этом отлично помогает анализ Big Data с информацией о прежних заказах и предпочтениях клиентов, что позволяет определять их вкусовые предпочтения.

Общая тенденция «технологизации» не могла обойти стороной и фудтех, поскольку здесь также важно ускорять процессы и оптимизировать расходы. Так, при продаже комплексных обедов сборка заказов сильно усложняется. Отличным способом вернуть высокий темп формирования заказов является ведение информационной базы с прописыванием состава всех заказов. При этом чтобы оптимизировать работу, продавцу нужно использовать специальные QR-коды, размещаемые на каждом продукте или блюде, которое должно оказаться в нужных коробках.

Для ускорения приготовления и комплектации заказов желательно применять и роботизацию. К примеру, одной роборукой можно заменить нескольких сотрудников, повысив стабильность и качество комплектации заказов.

Автоматизация становится важной и в отработке непредвиденных обстоятельств. Так, проблемы с доступом в интернет и другие форс-мажоры могут привести к нарушению плотного графика доставок. Для поиска лёгких решений в подобных ситуациях информацию о доставках следует кешировать на телефонах курьеров, при этом старший менеджер должен всегда быть на связи с ними. Благодаря этому при необходимости он сможет перенаправить на заказ другого доставщика, предотвратив нарушение расписания.

Выход за рамки своей географии

Грамотные логистические стратегии для фудтех-компаний должны предусматривать продуманное расширение географии деятельности. Кто-то решает быстро проверять эффективность новых решений «вживую». Но более разумно использовать большие данные, проводя анализ и составляя прогноз, на какие города или регионы следует начать работу. Благодаря этому удаётся прогнозировать возможную прибыль по каждому направлению и выбирать наиболее приоритетные из них.

Учитывая все эти факторы, многие компании из сегмента фудтеха решают инвестировать внушительные средства в разработку собственных специализированных программ или покупать готовые проверенные решения у «коллег по цеху». Также важные акценты делаются на HR-работу, поиск партнёров для аутсорсинга логистики.

Но надёжные доставщики нужны не только в фудтехе, но и в других сферах бизнеса. Если вам нужен хороший партнёр, который предлагает качественную логистику, смело обращайтесь за помощью в компанию Free Lines. Мы готовы реализовать любые проекты по доставке товаров «под ключ», предлагая клиентам оптимизацию логистических и сопутствующих процессов, минимизацию транспортных расходов и времени доставки.

На сайте FLC вы можете прочитать ключевые условия сотрудничества для разных направлений бизнеса. Также можете связаться с менеджерами по телефону или подать запрос на обратный звонок через онлайн-форму – мы обязательно перезвоним вам, выслушаем пожелания и проконсультируем по интересующим вопросам.

👇 Задавайте любые вопросы по логистике под этой статьей— мы с радостью ответим! Хотите узнать больше о тенденциях рынка, сложностях перевозок или нюансах работы с грузами? Пишите в комментариях, и наши эксперты разберут ваш вопрос подробно.

#freelinescompany, #FLC, #фудтех, #доставка_еды, #логистика_фудтех, #курьеры_еда, #доставка_еды_на_дом

Начать дискуссию