Морские контейнерные перевозки: почему цены так сильно колеблются и как это учитывать в бизнес-планировании

Морские контейнерные перевозки: почему цены так сильно колеблются и как это учитывать в бизнес-планировании

Морские перевозки – довольно востребованный формат международной доставки грузов. Такой способ транспортировки выбирают за ряд важных преимуществ. Так, при относительно небольших затратах водные судна позволяют доставлять грузы на дальние расстояния, в том числе между континентами.

Сегодня контейнерные перевозки переживают сложный период. Происходящие изменения и обстановка в мировой геополитике приводят к сильным скачкам стоимости морской доставки. Колебание тарифов может достигать 50-60 и даже 90% в течение одного года. Чем именно это обусловлено и как планировать доставку грузов в условиях неопределённости? Специалисты FLC готовы ответить на эти и многие другие вопросы.

Структура стоимости контейнерных перевозок

Стоимость международных контейнерных перевозок формируется на основании расходов на транспортировку товаров. Цена может сильно различаться, исходя из нескольких факторов: типа грузов, маршрута перевозки, тарифов транспортных компаний, рыночных условий. По сути стоимость включает в себя все затраты на перемещение контейнеров из одних морских портов в другие. Цены определяют, с учётом фрахтовых ставок, портовых сборов, страхования, дополнительных расходов на обработку грузов.

Сложная структура ценообразования обычно состоит из:

  • Фрахтовых сборов: основная статья расходов на транспортировку контейнеров.
  • Поправочного коэффициента бункеров (BAF): доплаты, связанные с затратами на топливо.
  • Поправочного коэффициента валют (CAF): плата, которую взимают по причине колебания обменных курсов.
  • Портовых и терминальных сборов: комиссия за погрузочно-разгрузочные работы с контейнерами в портах.

Эти составляющие используются импортёрами, чтобы точно оценивать общую стоимость доставки и принимать обоснованные решения для выбора поставщиков.

Также стоимость морской грузоперевозки может включать надбавки за доставку в пиковое время года (PSS), зимние ледокольные надбавки (WS), документационные сборы за коносаменты (doc fee) и пр. Задержки контейнеров и хранение грузов дольше нормативного срока также оплачиваются отдельно. Все эти факторы могут приводить к тому, что итоговые ставки за морские грузоперевозки будут существенно отличаться в сравнении с базовыми. При этом отказаться от уплаты дополнительных сборов невозможно, ведь в этом случае владельцы портов или контейнеровозов могут просто задержать грузы как залог.

Факторы, влияющие на стоимость контейнерных перевозок

Тарифы на морскую доставку товаров зависят от нескольких факторов, которые рассмотрим ниже.

Спрос и предложение

Динамика изменений считается важнейшим фактором. Рост спроса вызывает повышение цен, ведь каждая судоходная компания старается извлечь для себя максимум выгоды. Если же наблюдается уменьшение спроса, цена доставки снижается для сохранения и привлечения заказчиков.

Сезонные изменения

Наиболее высокая стоимость морской перевозки обычно наблюдается в пиковые периоды (праздничный сезон, время сборов урожая). Основной пиковый сезон происходит в августе-сентябре, характеризуется увеличением объёмов перевозимых грузов, поэтому и стоимость доставки зачастую повышается.

Расстояние, маршрут

При определении тарифов судоходные компании учитывают общую дистанцию между портами отправления и прибытия. Длинный маршрут требует больших транспортных расходов из-за топлива и времени в пути. Помимо этого, одни маршруты более загружены или подвержены задержкам, чем другие – от этого зависит время перевозки и, соответственно, стоимость.

Тип, размеры контейнеров

Доставка в стандартных 20- и 40-футовых контейнерах имеет установленные цены. Но перевозка в рефрижераторных или других специализированных контейнерах может характеризоваться дополнительными расходами. Во избежание ненужных затрат импортёрам нужно правильно подбирать тару, учитывая вид и условия транспортировки конкретных грузов.

Затраты на горючее

Расходы на закупку топлива – основная статья транспортировочных затрат морских грузоперевозок. Изменение цен на горючее на мировом рынке влияет на расчёт BAF, а эта надбавка может повышать стоимость доставки.

Обменные курсы

Изменение курса валют определяет расходы на осуществление международных транзакций. Так, из-за роста курса доллара доставка из США может становиться невыгодной для импортёров, которые используют для оплаты более «слабую» валюту. Именно поэтому при планировании ВЭД важно постоянно следить за валютными тенденциями и заблаговременно фиксировать ставки, чтобы снизить риски нежелательного повышения стоимости.

Портовые, сервисные сборы

Здесь идёт речь о плате за обработку товаров на терминалах, таможенных сборах и расходах на хранение грузов. Эти дополнительные расходы нужно обязательно учитывать для точной оценки общего объёма расходов на международную доставку морем.

Уровень конкуренции между судоходными линиями

На рынках, где наблюдается большое количество перевозчиков, тарифы могут снижаться из-за высокой конкуренции. Поэтому для экономии импортёры должны рассматривать разные судоходные линии, чтобы выбрать наиболее подходящий по цене маршрут.

Изменения ставок на морские грузоперевозки в последние годы

После пандемии коронавирусной инфекции в мировой логистике часто происходили колебания ставок на морскую доставку грузов. На это повлияла и геополитическая обстановка в мире. Так, весной 2022-го спотовый ценник за доставку 40-футового контейнера вырос до 9 600 долларов, но уже к 2023-му стоимость снизилась практически втрое, а к осени 2023 тариф уже составлял $2 500. Из-за сезонного пика, повышения цен на топливо и других факторов к 2024-му средняя стоимость выросла до 3 200 долларов, а в начале 2025-го составила $3 100.

По мнению экспертов из международной морской организации, в текущем 2025 году стоит ждать очередных изменений в направлении умеренного повышения ставок. По прогнозам специалистов, к концу года средняя ставка за перевозку 40-футового контейнера составит от 3 000 до 4 000 долларов. На это может повлиять подписание новых торговых соглашений, глобальные геополитические условия и появление региональных конфликтов.

Чтобы доставлять грузы морем с минимальными затратами, следует ответственно подходить к выбору перевозчика. Free Lines Company – проверенный 3PL-оператор, который оказывает клиентам услугу международных грузоперевозок первоклассного качества. При организации морской контейнерной доставки специалисты учитывают сезонность и другие факторы, подбирая оптимальные маршруты и судоходные линии. Это позволяет доставлять грузы в короткие сроки с максимальной степенью безопасности при оптимальных расходах на транспортировку.

На официальном сайте FLC можете ознакомиться с основными условиями работы для юридических лиц и ИП. Также можете напрямую позвонить менеджерам Free Lines по телефону или оставить заявку через онлайн-форму – мы обязательно перезвоним вам и проконсультируем по всем вопросам.

👇 Задавайте любые вопросы под этой статьей — с удовольствием ответим! Хотите узнать больше о тенденциях рынка, сложностях перевозок или нюансах работы с грузами? Пишите в комментариях, и наши эксперты разберут ваш вопрос подробно.

#freelinescompany, #free_lines_company, #FLC, #морские_перевозки, #ставки_морской_доставки, #стоимость_доставки, #доставка_морем, #тарифы_морской_перевозки, #морской_фрахт, #цена_морской_доставки, #морские_грузоперевозки

Начать дискуссию