От производителя до потребителя: как выстроить бесперебойную цепочку поставок в условиях глобальной неопределенности
Пандемии, усложнение геополитической ситуации и многие другие условия оказали существенное влияние на цепочки поставок в любой стране мира. Последние пять лет показали, насколько нестабильной является мировая экономика и насколько серьёзной может оказаться глобальная неопределенность при международных грузоперевозках. К сожалению, отсутствие стабильности стало сегодня нормой для сферы логистики. Поэтому каждый импортёр должен быть готов работать в непростых условиях.
Чувствительность цепи поставок
Сбои в цепочках поставок зачастую происходят из-за природных катаклизмов, кибер-преступлений, ошибок в IT-системах. Но сильнее всего по логистике «бьют» изменения политической и экономической ситуации в мире. В глобальном масштабе импортёры и предприниматели не могут повлиять на мировую обстановку. Но можно минимизировать последствия непредвиденных обстоятельств, что позволит выработать гибкость бизнеса в условиях глобальной неопределённости.
В глобальном плане стойкость цепи поставок влияет на эффективность противостояния сбоям. Но в реальных условиях неопределённости устойчивость логистики определяется способностью непрерывной адаптации к постоянно меняющимся условиям сферы грузоперевозок:
- Краткосрочным, но экстремальным колебаниям спроса и предложения.
- Сбоям целых звеньев цепочек поставок (производства, складского хранения, транспортировки и пр.).
- Временной недоступности некоторых «плеч».
Очень важно грамотно управлять рисками цепочки поставок, делая акцент на выявлении возможных проблем и принятии решений по их предотвращению.
Как повысить устойчивость цепочки поставок
Процесс управления цепочками поставок для повышения устойчивости логистики состоит из четырёх основных этапов: выявления возможных рисков, оценки серьёзности их последствий, формирования действий для предотвращения нежелательных последствий, проверки эффективности применяемой стратегии.
Важно, чтобы управление рисками охватывало все звенья цепочки поставок – от производителей до потребителей.
1. Определение рисков в логистике
Для начала нужно очертить круг возможных рисков, которые могут затронуть цепи поставок. Для их классификации учитывают несколько основных критериев:
- Вероятность наступления. Риски бывают высоковероятными (обильные ливни в июне в Таиланде) и маловероятными (сильные землетрясения в центральной части РФ).
- Степень воздействия. При повышении уровня воды в мировом океане с проблемами сталкиваются все судоходные компании, а локальные наводнения влияют только на местных перевозчиков.
- Источники происхождения. Риски для цепочки поставок могут быть связаны с внешними (стихийное бедствие, забастовка, геополитическая обстановка) и внутренними факторами (ограничение грузоподъёмности транспорта, волатильность нацвалюты, резкое падение потребительского спроса).
- Время воздействия. Последствия рисков для осуществления доставки бывают долгосрочными (например, при пандемии опасной инфекции) или краткосрочными (после тропического шторма). В зависимости от регулярности возникновения, проблемы, способные повлиять на цепочку поставок, бывают частыми (сбои в работе склада) и редкими (землетрясения).
2. Оценка последствий рисков
Возможные риски в логистике оценивают, ранжируют и устанавливают приоритеты, используя известную методологию – SMAUG:
- Серьёзность (Seriousness). Учёт относительного влияния рисков.
- Управляемость (Manageability). Определение возможности снижения вероятности возникновения проблем.
- Приемлемость (Acceptability). Определение степени приемлемости рисков, с учётом различных аспектов (политического, экономического, социального и пр.).
- Срочность (Urgency). Понимание, насколько быстро необходимо принимать действия по нивелированию последствий проблемы.
- Рост (Growth). Учёт вероятности усугубления последствий при наступлении рисков или повышения частоты их возникновения.
Каждый риск оценивается по перечисленным выше факторам, что позволяет определить, с какими возможными проблемами нужно работать в первую очередь.
3. Действия для предотвращения или нейтрализации нежелательных последствий
После выявления и оценки рисков необходимо определить конкретные действия, которые позволят полностью предотвратить или минимизировать степень влияния возникающих проблем. Для этого используют принцип 4Т:
- Terminate (прекращение). В первую очередь необходимо предпринимать меры по устранению основных причин наступления риска.
- Transfer (передача). Для решения возникшей проблемы может потребоваться привлечение сторонних специалистов. Например, финансовые риски можно передавать страховым компаниям.
- Treat (лечение). Если предотвратить и устранить причину риска не получилось, необходимо принять меры, чтобы смягчить последствия для бизнеса.
- Tolerate (допущение). Этот аспект предполагает минимизацию последствий риска до той степени, пока они не станут безопасными для дальнейшего функционирования цепочки поставок.
4. Оценка эффективности управления рисками
Для каждой потенциальной или возникающей проблемы необходимо определить количественные параметры, которые нужно постоянно отслеживать. Например, по снижению частоты поступления заказов от клиентов на перевозку грузов можно определить падение спроса. Кроме того, важно установить пороговые значения, при которых должны активироваться действия для предотвращения или нейтрализации последствий возникающих проблем.
Очень важным моментом является планирование. Нужно детализировать все действия по управлению рисками в цепочках поставок, описав конкретные шаги. На основании этого составляется план по обеспечению непрерывного функционирования цепи поставок. Параллельно с этим важно вести отчётность, оперативно информируя каждого участника логистического цикла о происходящих изменениях.
Повышение эффективности и гибкости логистики
Стоит выделить ряд рекомендаций, как выстроить бесперебойную цепочку поставок в условиях глобальной неопределенности:
- Изучение существующей цепочки поставок. Необходимо определить всех участников логистического цикла – производителей, поставщиков, перевозчиков, потребителей и т. д. Также нужно изучить местонахождение производства, особенности осуществления доставки, хранения товаров и т. д.
- Согласование возможных бизнес-сценариев и их регулярный пересмотр. Для этого создают специальную комиссию по управлению рисками, в которую входят все участники цепочки поставок.
- Диверсификация звеньев цепи. Необходимо перераспределять логистические потоки и при необходимости выбирать новых поставщиков. Это позволит снизить степень серьёзности рисков, связанных с зависимостью от конкретных рынков.
- Внедрение инноваций. Системы искусственного интеллекта, анализ big data и другие цифровые технологии помогают следить и прогнозировать вероятные сбои логистических процессов.
- Контроль складских запасов. Для повышения устойчивости и гибкости цепочки поставок важно развивать складскую инфраструктуру, строить новые комплексы для хранения товаров.
- Оптимизация логистических процессов. Нужно создавать индивидуальные технологические решения, направленные на общую автоматизацию логистики, что поможет с адаптацией к любым происходящим изменениям в отрасли.
- Развитие логистической инфраструктуры. Многие компании принимают участие в улучшении пропускной способности транспортной сети, создании новых логистических хабов, развитии альтернативных маршрутов доставки.
Логистика – очень важный аспект разных направлений бизнеса, поэтому необходимо доверять её проверенным исполнителям. Free Lines Company – надёжный 3PL-оператор, предоставляющий комплексные логистические услуги «под ключ». Мы организовываем международные и внутренние грузоперевозки с минимальными расходами времени, оптимальными транспортными издержками и максимальным уровнем безопасности грузов.
Чтобы изучить условия сотрудничества для представителей бизнеса, можете посетить сайт FLC. А чтобы подробнее узнать о нюансах работы конкретно в вашей ситуации и получить ответы на имеющиеся вопросы, позвоните сразу операторам Free Lines по телефону или отправьте заявку на обратный звонок с помощью онлайн-формы.
👇 Задавайте любые вопросы под этой статьей — с удовольствием ответим! Хотите узнать больше о тенденциях рынка, сложностях перевозок или нюансах работы с грузами? Пишите в комментариях, и наши эксперты разберут ваш вопрос подробно.
#freelinescompany, #free_lines_company, #FLC, #логистика, #цепочки_поставок, #цепи_поставок, #управление_рисками, #оптимизация_логистики, #управление_цепочкой_поставок