Новый Шелковый путь: возможности для российского бизнеса в контексте перестройки торговых маршрутов
Для минимизации транспортных расходов и повышения эффективности грузоперевозок логисты постоянно занимаются разработкой новых маршрутов доставки товаров. Это особенно актуально и важно для международных перевозок. Учитывая сложившуюся геополитическую обстановку в мире, разработка новых маршрутов особенно актуальна для России.
Благодаря выгодному географическому положению и Транссибирской магистрали РФ получила отличный шанс стать одним из крупнейших торговых партнёров Китая. Это стало возможным во многом благодаря проекту Нового Шёлкового пути. Конечно, Россия является не единственным стратегическим партнёром для КНР по указанному проекту, но всё же наша страна готова внести серьёзный вклад в развитие евразийских грузовых перевозок. Именно этому и посвящена наша сегодняшняя статья.
Идея создания проекта
В 2013 г. председатель Правительства Китая Си Цзиньпин официально предложил создать транспортный коридор, связывающий Азию с Европой, дав ему название «Новый Шёлковый путь». Задумка этого проекта основана на существовании дороги, по которой в Средневековье караваны доставляли различную продукцию из Китая в средиземноморский регион.
Идея давнейшего маршрута была доработана, с учётом современных реалий и специфики развития Поднебесной, благодаря чему проект стал визитной карточкой нынешней Китайской Народной Республики. Руководство страны предложило принять участие в проекте всем заинтересованным государствам. Затем представители откликнувшихся стран начали активно обсуждать становление и развитие проекта без каких-либо юридических нюансов международного уровня. Так правительство КНР запустило один из крупнейших мировых флешмобов.
В ходе обсуждений и изучения потребностей разных стран проект получил свой девиз: «Один пояс – один путь». Создание транспортного коридора характеризовали как пояс экономического развития для всех государств, на территории которых должен пролегать транспортный маршрут.
В 2015 г. консорциум из нескольких государственных органов КНР разработал общую концепцию с планом действий, согласно которому должны строить «Экономический пояс Шёлкового пути» и «Морской Шёлковый путь XXI столетия». В дальнейшем документ трансформировали в «Инициативу пояса и пути». К весне 2017-го были разработаны дорожные карты с указанием планов развития. Для реализации проекта был создан единый Фонд Шёлкового пути и разные сервисные платформы для обсуждения научных, технических и экологических аспектов.
Изначально проект создавался как коридор для ускоренной доставки китайской продукции в Европу, но затем он стал полноценной программой по экономическому развитию пролегающих на маршруте стран.
Условия для участия в проекте
География Нового Шёлкового пути была и продолжает быть открытой – стать соучастницей проекта может любая страна, которая расположена на территории древнего сухопутного или морского шёлкового пути, а также любое дружественное государство-сосед Китая. Выгодоприобретателями в этом случае выступает вся Центральная, Южная и Юго-Восточная Азия, а также Россия. Хорошие перспективы получает Ближний Восток и Восточная Африка, Европа, СНГ.
Для проекта каждая страна равна и не имеет никаких привилегий. Любое государство, включая Россию, должно предложить Китаю свой вклад в развитие Нового Шёлкового пути. Любое предложение может относиться к одному из направлений по сотрудничеству в ЕАЭС, в области грузоперевозок и развитии транспортного коридора, в сфере финансов, в углублении дипломатических связей.
Роль России в Новом Шёлковом пути
Россия – движущая сила и лидер мнений ЕАЭС, которая имеет решающее слово в принятии стратегических решений. Поскольку создание ЕАЭС призвано сократить таможенные барьеры между странами зоны, Россия получает шанс наладить быстрый транзит китайских товаров. Кроме того, благодаря добрососедским отношениям РФ с другими государствами становится доступной международная интеграция с созданием кратчайших маршрутов доставки продукции из КНР в Евросоюз, увеличением скорости таможенного оформления, сокращением сроков грузоперевозок.
В последние годы наблюдается активное развитие транспортного сотрудничества между Китаем и РФ. Новый Шёлковый путь способствует укреплению взаимоотношений и росту объёмов товарооборота между нашими странами. Благодаря такому сотрудничеству ведётся активная работа по нескольким направлениям.
Транспортный коридор «Китай – Монголия – Россия»
Работа над транспортным коридором «КНР – Монголия – РФ» ведётся по более чем десяти проектам, призванным развивать и модернизировать имеющуюся инфраструктуру:
- Центральный железнодорожный коридор (из Улан-Удэ в Пекин и Тяньцзинь через Улан-Батор).
- Транзитные перевозки по азиатским автодорогам (из Улан-Удэ в Тяньцзинь и из Новосибирска в Хонкираф).
- Приграничные пункты пропуска в трёх странах.
- Прочие масштабные проекты, по которым планируют строить и модернизировать другие железнодорожные и автомобильные маршруты, вошедшие в будущем в Новый Шёлковый путь.
Автомобильные и железнодорожные мосты между КНР и РФ
В 2016-2020 гг. был успешно построен крупнейший автомобильный мост между КНР и РФ через реку Амур между городами Хэйхэ и Благовещенском на территории Дальнего Востока. Обсуждение проекта началось ещё в 1995-м, но именно благодаря Новому Шёлковому пути удалось реализовать эту задумку.
Практически параллельно с этим в Еврейской АО начали реализовывать проект строительства ЖД-моста через Амур, который соединяет с. Нижнеленинское с городским уездом Тунцзян. Несмотря на задержки и перенос сроков, мост всё же удалось достроить к январю 2022-го, а уже в ноябре началось движение поездов. Благодаря этому расстояние от Москвы до границы с Китаем сократилось на 809 км. Это предоставило весомые выгоды для РФ и общего развития Нового Шёлкового пути.
МТК «Приморье-1» и «Приморье-2»
Китайская сторона была очень заинтересована в развитии международных транспортных коридоров, которые открывают провинциям на северо-востоке кратчайший путь к морю в Приморском крае. Основные работы велись над увеличением пропускной способности «Приморье-1» и «Приморье-2». Реализация проекта усложнилась из-за пандемии коронавируса и обострения геополитической ситуации в 2022-м году, тем не менее страны активно ведут работы в этом направлении и постепенно в эксплуатацию сдаются новые модернизированные участки коридоров.
Высокоскоростная магистраль «Пекин – Москва»
Строительство автомагистрали между столицами трёх государств (Москва, Астана, Пекин) является выгодным для всех стран, особенно для РФ и Казахстана, ведь при огромной территории мы имеем низкую плотность транспортной сети. В 2016-2018 годах российское правительство утвердило проекты строительства высокоскоростных автомагистралей «Москва – Казань» и «Екатеринбург – Челябинск», но из-за высокой себестоимости и известных всем причин реализация проектов была отложена.
Газопроводные магистрали «Сила Сибири»
Новый Шёлковый путь включает развитие не только автомобильных, железнодорожных и морских маршрутов. Так, важной частью проекта стало строительство трубопроводной магистрали «Сила Сибири». ПАО «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация вели долгие и сложные переговоры.
С китайской стороны были сомнения в целесообразности увеличения объёмов импорта природного газа, ведь страна пересматривала стратегию энергоснабжения на ближайшее будущее. Однако после согласования всех нюансов строительство газопровода всё же было выполнено в 2019 г.
На текущий момент КНР и РФ ведут активную работу над проектированием новых газопроводов «Сила Сибири – 2» и «Сила Сибири – 3» для сокращения пути подачи природного газа в разные регионы Поднебесной.
В последние годы межгосударственные отношения между Китаем и Россией постоянно укрепляются, и многие предприниматели в нашей стране стараются использовать эту возможность для налаживания торгового бизнеса с КНР. Но для организации успешного бизнеса очень важно найти надёжного поставщика и перевозчика, что является непростой задачей.
Free Lines Company – ответственный 3PL-оператор, который оказывает полный спектр логистических услуг. Наша команда организовывает международные грузоперевозки из Китая «под ключ», которые включают поиск поставщиков, подготовку документов, обработку грузов, таможенное оформление и комплексное сопровождение ВЭД. Мы гарантируем клиентам максимальную безопасность грузов, минимальные сроки и оптимальные транспортные расходы.
Изучить основные условия работы для бизнеса вы можете, перейдя на сайт Free Lines. А для более подробной консультации и получения ответов на свои вопросы можете связаться с операторами FLC по телефону или оставить запрос на обратный звонок через онлайн-форму на сайте.
👇 Задавайте любые вопросы под этой статьей — с удовольствием ответим! Хотите узнать больше о тенденциях рынка, сложностях перевозок или нюансах работы с грузами? Пишите в комментариях, и наши эксперты разберут ваш вопрос подробно.
#freelinescompany, #free_lines_company, #FLC, #логистика, #новый_шелковый_путь, #китай, #россия, #КНР, #РФ, #экономический_пояс, #ЕАЭС, #сила_сибири, #приморье, #транспортный_коридор