Я-сообщение. Техника, которая решает конфликт
Хотелось бы всех и всегда понимать и обходиться без конфликтов, но порой диалог даже с самым понятливым человеком заходит в тупик
- Как мирно разрушать непреодолимые стены в коммуникации?
- Как выражать несогласие, обиду, злость без конфликта - в здоровом диалоге?
- Как заявлять о своих ожиданиях без ссор и споров?
- Как донести свои мысли, чтобы быть понятным и понятым?
Разрушающее «ТЫ»
«Ты постоянно на работе, и не уделяешь мне внимания»
«Ты ничего не делаешь - всё на мне!»
«Из-за тебя я вечно опаздываю!»
Формула такой коммуникации называется «ТЫ-сообщение», в которую заложен посыл:
«Во всем виноват (а) Ты»!«Ты плохой (ая)».
А если его сопровождают оскорбления, обвинения, агрессия, нас затягивает в воронку конфликта, после которого не побеждает никто.
Но есть хорошая новость!
У деструктивного «ТЫ» есть конструктивное зеркало - «Я».
Алгоритм «Я-сообщений»
В структуре 4 основных пункта. Переведем примеры из формулы ТЫ в Я-форумулу. Слов придется сказать побольше, но и эффект получите совсем другой.
1.Факт
Вы описываете ситуацию, которая вас огорчила, но говорите только о самих событиях, и как они вас коснулись:
- Я много времени провожу дома в одиночестве.
- Я выполняю много домашней работы
- Я опоздал с утра на работу и получил замечание.
2.Чувство
Вы выражаете чувства, которые вызвало это событие:
- Мне грустно, я по тебе скучаю.
- Я устаю.
- Я чувствую злость.
3. Описание
Вы описываете и объясняете детали, почему такие чувства возникают у вас:
- Ты для меня важен! Для меня ценно проводить время с тобой.
- Потому что не чувствую помощи.
- Потому что я был готов выезжать вовремя, но долго ждал тебя
4. Пожелание
Прямо и открыто озвучьте желаемое развитие ситуации в будущем.
- Давай планировать время не только на работу, но и на совместный отдых
- Я бы хотела делить домашние обязанности поровну или нам пора нанять для этого помощницу.
- Прошу тебя закладывать больше времени на сборы, когда ты едешь со мной, чтобы я мог приезжать на работу вовремя
И сравним одно из наших «ТЫ-сообщений» в начале статьи с версией «Я-сообщения».
«ТЫ»:
«Из-за тебя я вечно опаздываю!»
«Я»:
«Я опоздал с утра на работу и получил замечание. Я чувствую злость. Потому что я был готов выезжать вовремя, но долго ждал тебя. Прошу тебя закладывать больше времени на сборы, когда ты едешь со мной, чтобы я мог приезжать на работу вовремя".
Есть разница?
Техника «Я-сообщения» позволяет донести собеседнику причину вашего недовольства, а не пустые эмоции и необоснованные обиды.
Нам самим тоже помогает осознать, что именно запустило поток негатива.
Высказанная в такой форме точка зрения всегда берется в расчет и воспринимается с внутренним принятием и уважением к интересам говорящего.
Важные правила «Я-сообщений»
- Говорить спокойно.
- Сохранять фокус на себе.
- Говорить о проблеме и действиях человека, а не о его личности.
- Говорить о конкретной ситуации, не вспоминая дела давно минувших дней и не делая выводы о будущем.
В общем, что долго обсуждать.... Давайте практиковать!
Больше полезных техник PR t.me/yaponimauy