Из разработчика в гендиректора IT-компании: интервью с руководителем студии веб-разработки «Киберия»
Эволюция из разработчика в найме в руководителя IT-компании. Условия труда для долгосрочного удержания сотрудников. Главное в отношениях руководителя с командой.
Рафаэль, начнем издалека. Как ты пришел к мысли, что надо создавать «Киберию»?
Мне всегда хотелось создать что-то свое, оставить след в истории. Одним из главных аргументов в пользу открытия своего дела была возможность влиять на развитие IT-направления в своем городе и России.
Второй фактор: когда ты разработчик в найме, ты не всегда можешь влиять на разработку продуктов. А я хотел иметь такую возможность, чтобы продукты, разработанные в нашей стране, были крутыми, конкурентоспособными в мире.
И, конечно, немаловажно, что мне тяжело дается внешний менеджмент надо мной.
Сейчас мне комфортно жить в своем графике, несмотря на то, что я могу работать по 12/14/16 часов. Объем работы вырос в разы, но так даже лучше.
Где и на кого ты учился?
Мне всегда нравилось работать с цифрами и алгоритмами.
В школе я учился в физико-математическом классе с упором на компьютерные науки.
После школы получил два высших образования: в Томском Политехническом Университете по специальности «Информационные системы и технологии» и в Алтайском Государственном Университете по «Прикладной информатике».
Учеба давалась легко?
В обоих Университетах у меня синие дипломы.
В ТПУ я учился хорошо, а диплом сдал на отлично. В АГУ — учился на отлично, а диплом закрыл хорошо.
Думаю, это связано с тем, что когда появлялась необходимость приложить усилия и получить красный диплом, я взвешивал все «за» и «против» и выбирал работу (на тот момент я уже работал по специальности). Это было полезное время, мне не о чем жалеть.
Какую роль сыграло образование в твоем профессиональном развитии?
Высшее образование дало мне большой толчок в плане раскрытия своей личности.
К стремлению к хорошей учебе добавилось то, что я научился общаться с людьми из разных стран и городов, погрузился в социум. Думаю, совокупность этих факторов и привела меня к тому, где я нахожусь сейчас.
Ты родился и вырос в Казахстане, учился в Томске. Почему остался в Барнауле?
Хорошее предложение по работе.
С третьего курса я работал удаленно на компанию, которая находилась в Барнауле. После завершения учебы мне сделали хорошее зарплатное предложение в связи с релокацией, я согласился.
К тому же, в Барнауле можно было достаточно быстро получить российское гражданство по программе переселения. Все сложилось.
Расскажи про свой опыт в найме. Чем ты занимался?
Моими главными задачами всегда были разработка и сопровождение проектов, связанных с промышленным производством или электронным документооборотом.
Сначала я занимался разработкой системы ЭДО для судебного делопроизводства в продуктовой компании. После — работал в двух веб-студиях, параллельно выполняя работу на фрилансе.
Но в один момент я понял, что на фрилансе можно зарабатывать больше, а работа там интереснее, и ушел из найма окончательно.
До того, как открыть «Киберию», я проработал в найме четыре года.
Как прошел твой переход с фриланса в предпринимательство?
В один момент все свелось к тому, что проекты, которыми я занимался на фрилансе, стали приносить столько же денег, сколько и наемная работа. При этом время, затрачиваемое на них, было в 3-4 раза меньше.
Тогда компания, с которой я работал как фрилансер, предложила мне собрать свою команду и продолжить работу уже в качестве руководителя. Это было хорошим поводом начать.
В 2018 году я собрал удаленную команду. Так родилась «Киберия».
Было страшно?
Конечно, у меня была боязнь расстаться со стабильным доходом. Поэтому я вынашивал мысль о создании своей компании чуть дольше, чем было нужно.
Опиши «Киберию» на старте своего развития
В самом начале мы набирали людей по принципу «лишь бы кто-то пришел».
Первыми разработчиками были студенты технических специальностей, с которыми я совместно писал код, отдавал им простые задачи и обучал их, а что посложнее — брал на себя. На тот момент наша команда состояла из четырех человек.
Дальше — классическая схема: приходило больше проектов — брали больше людей, а те ребята, которых обучал я, по такому же принципу учили новеньких.
Я считаю, что мне очень повезло с людьми, которые стояли у истоков нашей компании. Они были по-настоящему заинтересованы как в личном развитии, так и в развитии нашей команды, поддерживали меня.
В какой момент ты понял, что Киберия растет?
Когда мы сняли третий кабинет в нашем первом офисном здании.
Самым первым кабинетом был офис на двадцать квадратов. Это был 2021 год — год, когда мы «развиртуализировались» с командой на удаленке и решили собрать полностью офисную команду.
Второй кабинет мы снимали с авантюрой: «Посмотрим, что получится». А когда сняли третий — стало понятно, что поезд встал на рельсы и мы начинаем расти.
Что изменилось за годы развитии компании?
С 2021 года у нас кардинально расширился штат по должностям.
Изначально я предполагал, что у нас будет около 5-10 разработчиков — это был предел мечтаний. На тот момент я даже не думал, что в штате появятся менеджеры, дизайнеры, аналитики, тестировщики… Сейчас я не представляю нашу команду без этих людей.
Я считаю, это большое везение, но за три года мы смогли правильно выстроить рабочие процессы. Если раньше я сам обучал приходящих людей, то сейчас это делают те сотрудники, которых я обучал когда-то. И процесс обучения происходит достаточно быстро.
Один наш сотрудник сказал, что в «Киберии», с точки зрения приобретения опыта и роста навыков, год идет за два. И я согласен с ним в этом.
А еще теперь у нас есть свой офис на 200 квадратов и 8 кабинетов в центре Барнаула. Есть своя кухня в офисе, комната для переговоров… Когда-то мы об этом только мечтали.
Расскажи, чем ты гордишься?
Командой. Людьми, которые со мной работают.
Большинство ребят — очень сильные специалисты в своей сфере. И я все время думаю о том, что еще можно сделать, чтобы у них постоянно была возможность расти дальше.
Ведь есть такие компании как Сбер и Яндекс, в которых горизонтальный и вертикальный рост практически бесконечный. А мы, пока еще маленькая компания, стремимся к тому, чтобы конкурировать с крупными.
Расскажи об условиях, которые «Киберия» создает для своих сотрудников
Для каждого сотрудника я стараюсь выстроить персональные условия работы.
Да, у нас есть общий трек развития с точки зрения технологий, навыков, знаний. Но мне самому, когда я работал в найме, не хватало индивидуального подхода со стороны руководителей. Теперь мы создаем этот подход для своих ребят. Это касается условий труда, развития навыков и человеческих отношений в целом.
А удаленка у вас есть?
В основном наши сотрудники работают из офиса, поэтому мы особенно заботимся о предоставлении комфортных офисных условий. Но есть и возможность гибридного графика — два дня удаленки в неделю.
Постоянно проводим опросы на тему того, нужно ли что-то поменять/улучшить. С точки зрения коммуникации внутри команды — всегда стараемся прислушиваться к ребятам и даже в рамках проектов менять условия работы, если это необходимо.
Раз в три-четыре месяца мы проводим опросы сотрудников по улучшению условий работы, в том числе по пересмотру заработной платы.
Какие планы на ближайший год?
Вырасти на 100% в количестве сотрудников и в количестве проектов, выручки. Наши офисные мощности и темпы развития позволяют это сейчас.
Также в 2024 году мы открыли два новых направления и поставили на них руководителей. Первое — разработка и интеграция нейросетей. Второе — диджитал-маркетинг.
Так что еще одна цель — планомерный рост и развитие новых отделов «Киберии».
Три рандомных факта о Рафаэле
• Любимая музыкальная группа: Сплин
• Воспитывает бигля по имени Нора
• Закидывает одну ногу на стол, когда увлеченно работает