Страх суда или «Посторонним в…»
Знакомо чувство ужаса в критической ситуации, когда договориться не получается и оппонент с нахальной улыбкой угрожает оставить вас ни с чем в суде? Впереди маячит судебное разбирательство, а при слове «суд» потеют ладони, учащается сердцебиение, кажется унизительным или страшным туда попасть. Не спешите от страха отдавать то, что ваше, либо и вовсе отказываться от того, что вам принадлежит по праву!
Давайте разбираться по порядку: не вы первые, не вы последние впадаете в панику. Существует даже специальный термин для описания этого состояния - литикофобия (от лат. litigium – «спор», «судебный процесс» и греч. phobos – «страх») – это тип социальной фобии, возникающий у людей при мысли о суде.
Мы прекрасно знаем постулат старины Фрейда: «Все проблемы родом из детства». Возникают они в следствии социальной адаптации человека, его коммуникации с обществом: семьёй, в образовательном учреждении, на улице и т.д.
Все мы помним, как нас воспитывали в детстве: страх быть обвиненным, оказаться без вины виноватым был не таким уж и необоснованным. Особенно это ярко проявляется в тех случаях, когда реальный виновник ведёт себя надменно и уверенно, а потерпевший начинает сомневаться в себе и своей победе.
2024-ый на дворе, «цирк прошлых десятилетий, слава Богу, уехал!», а вот клоуны в виде мифов и предубеждений и по сей день с нами.
Суд – это на сегодняшний день единственная возможность решить спор между вами и кем бы то ни было (физическим или юридическим лицом) цивилизованно, без применения силы, «понятийных» разборок и потери ваших прав, прописанных в законах нашей страны. А прав у вас, вопреки расхожему мнению, куда больше, чем вы можете предполагать.
В справедливость суда никто не верит, до сих пор то тут, то там слышно: «судья куплен», суд ассоциируется с уголовщиной и страхом, что все мелкие «грешки» за всю жизнь и карьеру будут подняты с илистого дна вашей жизни и выставлены на всеобщее обозрение, или что еще хуже, переданы во все соответствующие карающие не по-детски органы.
Коррумпировать судью – сложная задача, так как место судьи получить невероятно сложно. Рисковать карьерой, порочить свою честь и подставлять себя под уголовное дело станет далеко не каждый, и однозначно за очень немалый гонорар. Даже если в суде первой инстанции удалось «договориться», всегда есть возможность подать апелляцию, где уже троица судей будут рассматривать законность вынесенного решения. Следующая ступень контроля качества вынесенного решения - куда более «суровая» троица в кассации. И финальный барьер - сплоченный коллектив Верховного суда РФ, который готов доходчиво напомнить любому судье, что Пленумы и Обзоры судебной практики, обязательные к применению, они пишут в первую очередь именно для нижестоящих инстанций. А это значит, что любое незаконное решение практически не имеет шансов устояться в судах вышестоящих инстанций.
У меня в практике был случай (как-нибудь расскажу подробнее), когда судья одного районного суда г. Москвы сказал: «Постановление Пленума Верховного суда мне не указ!» - и вынес абсурдное решение. Сначала с ним не согласилась тройка Второго кассационного суда и, впечатлившись его цитатой, достаточно подробно юридическим языком ему объяснила почему всё же следует придерживаться разъяснений ВС РФ. А после возвращения дела с суд первой инстанции судья сложил полномочия и «покинул чат». Совпадение? Не думаю.
«Победа будет за тем, кто сильнее/богаче/влиятельнее!», «С госорганами и госучреждениями судиться бесполезно» - цитаты из коллекции мифов о судах.
На досудебном уровне действительно так и происходит. Но тут проблема не в судебной системе, а исключительно в стереотипах, страхах и установках в вашей голове.
Один из распространённых видов «угроз» оппонента – привлечение орды дорогих юристов, расходы на которых с вас обязательно взыщут в полном размере. Сказка интересная, но всё же – сказка. Во-первых, количество привлекаемых специалистов не влияет на определение стоимости судебных издержек. Во-вторых, суд оценивает по своему усмотрению и самостоятельно определяет разумный предел таких расходов, их целесообразность, учитывая сложность дела и время, затраченное на его рассмотрение. Кстати, суд обязательно примет к сведению недобросовестное затягивание судебного процесса юристами вашего оппонента, в попытках увеличить сумму понесенных расходов. В среднем по делам легкой и средней сложности судьи общей юрисдикции взыскивают расходы на представителя в размере 20 000 – 50 000 рублей, не зависимо от того является он адвокатом или судебным юристом.
Дополнительно поведаю о страхах и стереотипах, встречающиеся в моей практике, в сферах семейных споров и споров с Пенсионным фондом РФ (теперь уже СФР).
«Я мужик и всегда прав». Увы, но нет. А если ещё и судья по семейному спору – женщина, то у тебя, товарищ, очень большие проблемы возникнут в суде с такой позицией.
В своей практике я имею около 60 завершенных семейных споров и примерно в 92% случаев я представлял интересы женщин. Большинство из них являются жертвами как физического, так и морального насилия, а брак боялись расторгнуть и съехать от мужа в виду страха, навязанного популярными фразами: «я оставлю тебя без денег и крыши над головой», «я отсужу у тебя детей», «без меня ты никто и ничего не умеешь», «ты лишаешь детей полноценной семьи».
Но на самом деле, это всё пустой звук. Во-первых, судебная система устроена так, что права и интересы женщин с детьми стоят выше мужских. Во-вторых, подав иск о расторжении брака, женщина делает радикальный шаг, что начинает менять её самоощущение, а после получения Выписки из решения о расторжении брака – из брака выходит совсем другой человек: целеустремленный, уверенный в себе и, скинув груз ненужной ответственности, счастливый.
В 2014 году я нашёл для себя хобби – суды с Пенсионным фондом РФ. За 10 лет я успешно завершил 33 дела по назначению льготной досрочной пенсии по старости. Каждый клиент по пенсионному спору приходит с багажом фраз, полученных из «золотого фонда цитат СФРа»:
«Вам не положена досрочная пенсия, мы всё правильно посчитали»
«Вы ещё можете работать, Вам не стыдно клянчить деньги у государства?»
«Юристы Вам не помогут».
На официальном сайте СФР даже есть статья со следующим заголовком: «Не платите юристам – в Пенсионном фонде это бесплатно» (опубликовано 28.05.2019 14:10). И вроде бы в самой статьей речь идёт о мошенниках, которые названивают по телефонам пенсионерам и обещают гигантские пенсии на основании каких-то выдуманных законов, но черная риторика не дремлет и создаётся ощущение, что позиция Пенсионного фонда является истиной в последней инстанции. Но зачастую Пенсионный фонд отказывается включать периоды стажа на своё «личное» усмотрение, что я неоднократно оспаривал в суде.
Ремарка из практики. Мытищинский городской суд Московской области рассмотрел дело 2-2486/2024. Изначально Пенсионный фонд «угрожал» моей клиентке выходом на пенсию аж в 2032 году. Итог: решением суд обязал включить в льготный стаж ряд периодов и назначить пенсию с учётом отсрочки (Приложение № 7 ФЗ 400) с ноября 2024 года. Таким образом, если бы клиентка сидела сложа руки, боялась пойти против государственного учреждения и верила им, то за 8 лет ожидания она бы потеряла около 2 000 000 рублей.
Не стоит бояться судов, куда страшнее упустить возможность защитить свои права. Главное – ответственно подойти к выбору своего представителя, который профессионально оценит ситуацию и до суда проанализирует все возможные варианты исходов вашего дела.