Какие бывают аналитики и чем они отличаются: разбор 7 типов - от продуктового до BI.
Какой аналитик мне нужен? Какая разница между бизнес-аналитиком и data? Вы ищете аналитика, но не уверены, кого именно нанять? Часто наши клиенты сталкиваются с такими вопросами, поэтому мы, команда HRScan, в этой статье решили с вами поделиться понятной классификацией аналитиков из мира IT, финансов и e-commerce. На примерах и с личным опытом: кто за что отвечает, чем отличаются и как не перепутать.
Еще со студенческих времен я мечтал стать аналитиком. Мне нравилось узнавать новую информацию, копаться в числах и данных, смотреть и рисовать разную инфографику. Поэтому я четко знал ответ на вопрос: «Кем ты пойдешь работать после университета?» Однако, после моего уверенного ответа звучал следующий вопрос, который ставил меня в тупик: «А каким аналитиком ты хочешь стать?»
С одной стороны, это было связано с тем, что я не очень разбирался в отрасли. С другой стороны, проблема в том, что аналитиков действительно много видов, при этом никто не придумал для них четкой спецификации, как, например, для врачей. Из-за этого обязанности некоторых видов аналитиков могут пересекаться, и, наоборот, можно устроиться аналитиком и выполнять обязанности нескольких видов одновременно.
Финансовые аналитики
- Занимаются анализом финансовых показателей компаний, рынков и экономических тенденций.
- Должны обладать знаниями в корпоративных финансах, уметь собрать P&L, построить бизнес-план и проанализировать его выполнение.
- Умеренно узкая специализация.
Сложность входа: выше среднего — требуется экономическое/финансовое образование и глубокое понимание бухгалтерии.
Средняя зарплата: от 120 000 до 220 000 рублей в месяц.
Технический уровень: средний — часто используются Excel, SQL, иногда Power BI.
Маркетинговые аналитики
- Анализируют данные о рынке, потребителях и конкурентах, чтобы оптимизировать маркетинговую стратегию компании.
- Занимаются исследованием потребительского поведения, анализом рекламных кампаний и прогнозированием клиентского спроса.
- Относительно широкая специализация.
Сложность входа: средняя — важны навыки анализа, интерес к маркетингу, знание Excel, Google Analytics, иногда SQL и Python.
Средняя зарплата: от 100 000 до 180 000 рублей.
Технический уровень: ниже среднего — основа на бизнес-логике, визуализации и прикладной аналитике.
Бизнес-аналитики
Помогают компаниям принимать стратегические решения, анализируя внутренние процессы и внешние факторы.
Работают над улучшением бизнес-процессов, оптимизацией затрат и повышением эффективности работы организации.
Широкая специализация.
Сложность входа: средняя — требуется логика, системное мышление, опыт взаимодействия с бизнесом и IT.
Средняя зарплата: от 130 000 до 250 000 рублей.
Технический уровень: средний — важно уметь формулировать требования и анализировать процессы, иногда — знание SQL или BPMN.
Системные аналитики
Определяют цели бизнеса и текущие проблемы, которые должны быть решены с помощью новой системы. Выявляют ключевые бизнес-процессы и определяют возможности для автоматизации или оптимизации.
Описывают архитектуру систем, взаимодействие компонентов и потоков данных с помощью UML, BPMN и других методологий. Разрабатывают техническую спецификацию, пишут инструкции для разработчиков и тестирования.
Узкоспециализированная и технически насыщенная роль.
Сложность входа: высокая — нужно хорошо понимать, как устроены ИТ-системы, владеть методологиями описания систем и технической документацией.
Средняя зарплата: от 150 000 до 280 000 рублей.
Технический уровень: высокий — на стыке между разработкой и бизнесом.
Аналитики данных (Data Analysts)
Специализируются на сборе, обработке и анализе больших объемов данных.
Используют статистические методы и инструменты визуализации данных для выявления закономерностей и трендов.
Специализация средняя — может быть как прикладной, так и более технической.
Сложность входа: средняя — нужен SQL, знание Excel, Power BI/Tableau; приветствуются Python и основы статистики.
Средняя зарплата: от 130 000 до 220 000 рублей.
Технический уровень: средний — от работы с таблицами до продвинутых SQL-запросов и визуализации.
Продуктовые аналитики
Исследуют сильные и слабые стороны продукта. Проводят количественные и качественные исследования с помощью интервью и опросов фокус-групп.
Мониторят метрики продукта, разрабатывают и тестируют гипотезы для их улучшения с помощью A/B тестов и других экспериментов для проверки гипотез.
Специализация ближе к бизнесу и пользователям — гибрид бизнес- и data-аналитика.
Сложность входа: выше среднего — важны бизнес-чутьё, аналитические способности, знание SQL и A/B тестирования.
Средняя зарплата: от 140 000 до 250 000 рублей.
Технический уровень: средне-высокий — работа с данными, гипотезами и продуктовой логикой.
BI (Business Intelligence) аналитики
Занимаются сбором данных из различных источников (CRM-системы, внутренние базы данных, подключения к сторонним источникам данных), очисткой этих данных и преобразованием их в удобный для анализа формат.
Создают интерактивные дашборды и отчеты с помощью инструментов визуализации данных (Tableau, Power BI, QlikView и др.) для руководства и прочих аналитиков.
Прикладная специализация — ближе к поддержке и автоматизации отчётности.
Сложность входа: ниже среднего — достаточно освоить BI-инструменты и SQL.
Средняя зарплата: от 110 000 до 190 000 рублей.
Технический уровень: средний — фокус на инструментах визуализации и интеграции данных.
По описаниям видно, что некоторые аналитики делают схожие вещи. В зависимости от компетенций один и тот же человек может быть аналитиком нескольких типов одновременно.
Я прикинул, что за более 10 лет работы в Сбере был в разное время и финансовым аналитиком, и продуктовым аналитиком, и аналитиком данных, и BI аналитиком.
А вы что думаете про аналитиков? Не забыли ли мы кого-то упомянуть и правильно ли все описали?
Если статья была вам полезна, то загляните в Telegram-канал HRScan. Там ещё больше инсайтов про сотрудников, найм и карьеру — на цифрах, примерах и реальных кейсах.