Рынок частного консалтинга и наставничества: почему все чаще топ-менеджеры и предприниматели выбирают этот путь
В динамичном мире бизнеса, где стартапы постоянно появляются и исчезают, а поиск работы может тянуться месяцами, многие топ-менеджеры и основатели компаний начинают рассматривать для себя путь наставничества, менторства и консалтинга. Это позволяет использовать накопленные знания и опыт в новом контексте, помогая другим находить новые пути для профессионального роста и удовлетворения.
Эта статья поможет раскрыть причины, по которым успешные лидеры переходят к роли наставников и консультантов, и подскажет, как сделать этот процесс более успешным самостоятельно или в тематической мастер-группе.
Талантливые и мудрые: неутешительная статистика
Руководители и топ-менеджеры, достигшие определенного уровня в корпоративной иерархии, часто сталкиваются с высоким уровнем стресса и выгоранием.
Исследования показывают, что выгорание является третьей по распространенности причиной увольнений по собственному желанию. Согласно опросу Kontakt InterSearch Russia, в декабре 2023 года 81% российских топ-менеджеров хотели сменить работу, указав на финансовые мотивы (51%) и отсутствие перспектив для дальнейшего роста и интересных задач (42%).
При этом, меняя компанию, топ-менеджеры сталкиваются с длительным поиском работы, который может занимать от нескольких месяцев до года. Согласно Forbes, рынок кандидата, господствовавший в ковидные времена, сменился рынком работодателя. Так, на одну вакансию генерального директора, размещенную на hh.ru приходится от 160 до 600 откликов, и это далеко не предел.
Говоря о стартапах, согласно данным Startup Genome, 90% закрываются в первый год работы, так и не успев принести ощутимую прибыль основателю. Стартап, существующий за счет вложений основателя рискует попасть в долину смерти, выход из которой не так просто найти. Долина смерти - так называемый “период выживания”, когда компания испытывает серьезные финансовые трудности и находится на грани банкротства. Этот этап обычно наступает после первоначального финансирования, но до того момента, когда стартап начинает генерировать стабильный денежный поток от своей основной деятельности.
“Работа работой, а жить-то хочется”
Как для топ-менеджеров, так и для стартаперов на стадии "после рывка", характерно состояние хронического стресса. Столкнувшись с профессиональным выгоранием, специалисты готовы взять более спокойный темп, посмотреть внутрь себя и на время отказаться от бесконечной гонки за результатами, уделить внимание своему здоровью и духовному развитию. Многие увлекаются медитациями, биохакингом, работой с коучем или просто начинают развивать свое хобби.
Взаимодействие с энергичными новаторами
Спрос на услуги консалтинга создают люди, которые находятся в стадии активного роста, они наполнены энергией и амбициями: на всех парусах мчатся вперед, строя карьеру или бизнес. Но для быстрого достижения желаемых результатов им не хватает узкоспециализированных знаний и опыта, на приобретение которых уходят годы, а то и десятки лет.
Осознавая это, они чувствуют потребность в наставниках, которые, пройдя тернистый путь, уже приобрели все необходимые навыки и умения, чтобы подсказать, какие действия предпринимать и куда двигаться дальше, чтобы избежать ошибки. В этом случае происходит легитимный мэтч: профессионалы своего дела, обладающие уникальными знаниями создают тандем с полными стремлений и энергией энтузиастами, которым не хватает опыта.
Консалтинг в России
Сектор консалтинговых услуг значительно расширился за последние годы, особенно в Северной Америке и Европе, где среднегодовой доход на одного консультанта достиг 212 тыс. долларов США в 2023 году. В России, по оценкам экспертов, рынок управленческого консалтинга в 2021 году составлял от 50 до 60 миллиардов рублей. Ввиду неблагоприятных событий к концу 2022 года он сократился примерно вдвое, но к настоящему моменту возобновил рост. Уход зарубежных консалтинговых компаний открыл окна роста для консультационно-экспертного отечественного бизнеса и предоставил отличные перспективы для запуска наставничества в различных сферах. Для руководителей и бизнесменов, переживающих период застоя и творческий кризис, сейчас самое подходящее время для старта.
Основными тенденциями консалтинга в России являются: рост цифровизации, осознанное импортозамещение, а также кооперация игроков на рынке.
Идейное лидерство
Консалтинг становится высококонкурентной средой, и специалисты, которые хотят создать в этой сфере источник дохода, должны находить способы выделяться, чтобы привлекать новых клиентов и удерживать существующих.
Демонстрация экспертизы через идейное лидерство и грамотное управление репутацией становятся ключевыми факторами успеха.
Создание и распространение уникального контента, активное использование социальных сетей и медийных платформ, участие в профессиональных мероприятиях и целевой нетворкинг позволяют привлекать клиентов и становится востребованным в помогающей профессии.
Основная ошибка, которую совершают новички в консалтинге, это непонимание потребностей рынка и неправильный выбор позиционирования. Чтобы консалтинг шел успешно, необходимо пройти несколько ключевых шагов:
- Провести анализ своего профессионального опыта, выделить свои лучшие практики, посмотреть, какие из них оказывали наибольшее влияние на результаты бизнеса, найти уникальную комбинацию навыков, которая ляжет в основу рыночного предложения.
- Решить, для кого ваш практический опыт будет максимально полезен. Вам нужно понять, у кого "горит" решение таких вопросов.
- Провести customer development и посредством поступательного анализа аудитории и ее предстаавлений сформулировать свой продукт. Часто проблема заключается в непонимании, что конкретно консалтинг предлагает и для кого он предназначен. Исходя из результатов проведенной аналитической работы, нужно найти свою узкую нишу.
- Повышать медийность и одновременно работать над созданием и укреплением социальных связей. Стремиться регулярно создавать контент, выступать на конференциях, повышать активность в социальных сетях, чтобы укрепить свой личный бренд. Но не забывать о том, что сарафан часто бывает основным каналом привлечения клиентов на консалтинг, поэтому необходимо вести точечную работу с людьми и компаниями, которые уже есть в вашем социальном круге.
- Продавать услуги и проявлять инициативу в поиске целевых клиентов: делать прямые коммерческие предложения тем, с кем вы хотели бы поработать.
Работа консультантом, ментором или наставником открывает новые возможности для людей с высоким уровнем опыта. Примеры успешных консультантов показывают, что при правильном подходе можно достичь не только финансового благополучия, но и получить удовлетворение от помощи другим. Как говорил Питер Друкер, "Цель бизнеса — создать клиента". В консалтинге вы не только создаете клиентов, но и помогаете им расти, что приносит новый смысл в вашу профессиональную жизнь.
Узнать, как запустить свой консалтинг за 4 недели можно здесь.
Подписаться на мой Telegram-канал: t.me/sashasashurina