Новые технологии в страховании: как цифровизация помогает экономить

Объём страховых сборов в России стабильно растёт, улучшается качество сервиса страховых компаний. Как новые технологии упрощают покупку полиса и урегулирование убытков, в интервью «Российской газете» рассказал генеральный директор «Абсолют Страхование» Дмитрий Руденко.

Новые технологии в страховании: как цифровизация помогает экономить

— Как цифровизация развивается в страховании?

— Страховой рынок — один из лидеров в области цифровизации. Современные технологии значительно улучшают клиентский опыт. Сегодня купить полис так же просто, как заказать товар на маркетплейсе.

Следующий шаг — персонализация тарифов. Страховые компании стали больше знать о клиентах, научились обрабатывать большие массивы данных и теперь могут предлагать индивидуальные, справедливые тарифы.

Когда клиент обращается в страховую, компания знает, кто он, какие у него полисы, по какому вопросу он, скорее всего, звонит. Большим шагом вперёд стало использование ИИ при определении размера убытков. Мы обучаем модели ИИ, и скоро размер выплаты будет определяться с точностью до 95%, что сопоставимо с результатом опытного специалиста, но при этом решение принимается в реальном времени.

— Как развивается дистанционное урегулирование убытков?

— С 1 января 2025 года в России введена обязательная система дистанционного урегулирования убытков по ОСАГО. Теперь автовладельцы могут подать заявление о страховой выплате через сайты или мобильные приложения страховых компаний — вне зависимости от того, как было оформлено ДТП: через портал «Госуслуги», с участием сотрудников ГИБДД или по бумажному европротоколу.

Также стало возможным проведение осмотра повреждённого автомобиля дистанционно. Клиент сам с помощью специального приложения в любое удобное время проводит осмотр авто. Затем отправляет необходимые документы и фотографии повреждений страховщику, который моментально принимает решение по выплате. Это позволяет клиенту не только экономить время, но и ускоряет обработку обращений.

Статистика «Абсолют Страхования» по дистанционному урегулированию: имущество физлиц — 95% , ОСАГО — 54%, каско — 56%.

В перспективе процесс урегулирования убытков может стать полностью автоматизированным — с использованием данных с дорожных камер он будет занимать всего несколько минут. Представьте, насколько будет экономиться время водителей, представителей ГИБДД.

Скоро модели ИИ смогут определять размеры выплат с точностью до 95%.

Если авария попадает в зону действия камер, страховщики получат данные, идентифицируют участников, обменяются информацией. ИИ проанализирует видео и определит виновного. После этого автомобиль автоматически направят на ремонт или переведут деньги пострадавшей стороне. При должной поддержке такую систему можно внедрить за год-полтора. Страховщики уже тестируют такую систему: пилотный проект запущен на МКАДе и в ряде регионов России.

— Как вы видите страхование будущего? Все говорят о росте персонализации.

— Да, будущее за полностью персонализированным страхованием. Представим, что клиент не пользуется автомобилем каждый день: он стоит в охраняемом гараже или на стоянке, где риск ДТП минимален. В этом случае тариф за день может составлять условно 50 ₽. А если клиент едет по МКАДу, где риск выше, — 150 ₽. Такой подход позволяет мгновенно формировать по-настоящему справедливую стоимость страхования. Страхование будет вшито и в другие продукты и сервисы, которыми мы пользуемся.

— Какие цифровые сервисы внедрены в «Абсолют Страхование»?

— Мы запустили сервис подписки по страхованию имущества для пользователей «Госуслуги.Дом». Подписка позволяет гибко настраивать сроки защиты.

Успех «пилота» вдохновил к масштабированию: теперь проект запускается совместно с крупными застройщиками и маркетплейсами. Клиенты сами выбирают нужные опции и платят только за них, легко добавляя или отключая услуги. Отказаться от подписки клиент может в любое время одним кликом.

Формат подписки давно стал частью жизни: от стриминговых сервисов до доставки еды и такси. И страхование теперь тоже становится удобным и прозрачным. Одно из главных преимуществ — быстрая выплата: например, при заливе квартиры решение о компенсации до 10 000 ₽ принимается за час.

— По данным Банка России, за первое полугодие 2025-го страховые сборы выросли почти на треть. Что стало драйвером роста, а какие виды стагнируют?

— Основной драйвер рынка — страхование жизни. Этот сегмент уже занимает более половины всех сборов, и мы надеемся на сохранение положительной динамики. Важно, чтобы государственная поддержка в виде налоговых льгот сохранялась: страхование жизни — один из ключевых источников «длинных» денег для экономики России.

Наблюдается рост интереса и к добровольному медицинскому страхованию (ДМС), прежде всего в рамках корпоративных программ: работодатели активно страхуют своих сотрудников.

Что касается автострахования, здесь, скорее всего, сохранится уровень сборов прошлого года. А вот в ипотечном страховании возможен спад: при текущих ставках около 20% годовых спрос на жилищные кредиты остается ограниченным. Мы рассчитываем на снижение ключевой ставки.

— Какие ещё тенденции вы бы отметили на страховом рынке?

— Так как данных становится всё больше и время обработки сильно сокращается, то тенденция на упрощение клиентского пути, уменьшение времени покупки и урегулирования сохраняется. В рамках этой тенденции страховщики работают над возможностью предоставления персонального предложения каждому страхователю.

Также хочу отметить появление вызова для всей отрасли — страховщики не только фокусируются на быстром и качественном урегулировании, они пошли дальше и думают о предотвращении страховых случаев. И для этого используют разные средства — от установки телематических устройств в автомобилях до носимых гаджетов в медицине, которые позволяют выявить риски на ранних стадиях. Мы сотрудничаем с клиниками, фитнес-центрами, сервисами умного дома, чтобы предлагать клиентам не просто полис, а полноценную систему заботы. Это выгодно всем: клиент получает поддержку до наступления проблемы, а страховщик снижает количество убытков.

6
Начать дискуссию