Отрасль без импорта?
Промышленность и нефтегазовая отрасль России за последние годы научилась отвечать на вызовы времени: санкции, сложности с поставками, ориентиры на импортозамещение. Что стало точками роста для отечественного бизнеса и что изменилось за время импортозамещения?
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли России является одной из ключевых стратегий для снижения зависимости от иностранных поставщиков и обеспечения безопасности энергетического комплекса страны.
Приоритеты отрасли
На Национальном нефтегазовом форуме еще два года назад были обозначены приоритетные направления развития отрасли:
- производство оборудования для сжижения природного газа,
- создание флота ГРП,
- разработка роторных управляемых систем,
- внедрение технологий для добычи на шельфе и морской геологоразведки,
- создание катализаторов для нефтехимии.
Президент Владимир Путин обозначил вектор на импортозамещение и необходимость быть на шаг впереди, создавать собственные конкурентные технологии, способные стать новыми мировыми стандартами.
Ответ отрасли
Для реагирования на ограничения в связи с санкциями российским компаниям необходимо активно развивать собственные технологии и производственные мощности, искать альтернативные пути сотрудничества с другими странами, активно инвестировать в исследования и разработки, чтобы повысить конкурентоспособность отечественной нефтегазовой отрасли.
Этих принципов придерживаются как крупные компании, так и игроки поменьше. Например, компания OIL LINK ("Ойл Линк") реализует свою деятельность, понимая, что нефтегазовый рынок сложный и технологичный, поэтому полностью укомлектовать его отечественным оборудованием и технологиями невозможно, а для эффективной работы необходимо использовать весь мировой опыт. Компания действует исходя из двух факторов: защищенности и безопасности государства и эффективности, которую можно получить за счет внутреннего развития технологий.
До сих пор в сфере добычи нефти и газа процент импортного оборудования и технологий составляет порядка 60%, для труднодоступной добычи — до 80%. Нефтесервис по-прежнему зависит от западного оборудования на 65-70%.
“Сейчас происходит связка между государством и бизнесом. Государство делегирует бизнесу решение многих вопросов, а бизнес сам определяет, как ему действовать. Так мы уходим от темы импортозамещения к теме научной мысли внутри страны,” – прокомментировал ситуацию генеральный директор компании OIL LINK ("Ойл Линк") Сергей Здорнов.
Некоторые виды оборудования в нефтегазовой отрасли всегда были отечественного производства и не было необходимости их импортозамещения. В первую очередь, это трубопрокат. Вся добыча углеводородов стоит на российском оборудовании. Переработка, подготовка нефти и газа, осуществляется на железе, которое производится в России.
В начале периода санкций было опасение, что из-за ограничений производства будут нести существенные потери. Но многие крупные игроки успешно адаптировались. Это видно по компаниям Тюменской области, которые вводят новые виды оборудования и технологий, открывают множество производств. Из инноваций можно отметить проект Уралмаша в шельфовом направлении. В консорциуме с Газпромом они строят буровую платформу.
Помощь государства
Существуют разнообразные виды государственной поддержки для компаний, призванные помочь не просто выжить, но и развиваться. Осуществляется грантовая поддержка стартапов. Выделяются деньги на разработку технической и конструкторской документации, на техническое перевооружение. Государством реализуется система безвозвратных кредитов, есть возможность получить субсидированный кредит или кредитную линию с частичным покрытием.
В течение последних лет Россия активно проводила реформы и внедряет программы, направленные на поддержку отечественного производства и замещение импортных товаров. Однако, несмотря на усилия, импортозамещение остается актуальной и сложной проблемой, требующей дальнейшего внимания и разработки эффективных стратегий.