Как монетизируется Twitter? Бизнес-модель для стартапа
Бизнес-моделирование очень обширная тема, сколько не изучай - всегда найдется что-то новое. Сегодня расскажем что и как.
Понятие бизнес-модель изобрели не вчера, это в онлайн мы все вышли лет 20-30 назад, до этого долгое время бизнес работал, были бизнес-планы, бизнес-модели, компании работали и приносили прибыль. Классное короткое описание термина бизнес-модели - это концептуальное описание предпринимательской деятельности.
Предпринимательская деятельность может быть очень широкой, это может быть стартап, это может быть бизнес, но в целом для каждого можно найти концептуальное описание - бизнес-модель.
В 21 году 21 века бизнес - модель это компактное, упрощенное представление о бизнесе, предназначенное для целостного описания и анализа деятельности всей системы взаимосвязанных бизнес-процессов. То есть бизнес-модель описывает бизнес-процессы.
Есть заблуждение, что бизнес-модель это только модель монетизации, то как стартап или бизнес зарабатывает или тратит деньги. На самом деле это не так, нет - это описание всех бизнес-процессов.
Интересным можно назвать наблюдение о том, со временем бизнес-модели становятся более инновационными. За последние 20-30 лет многие истории успеха, которые показывают инновационные бизнес-модели, транслируется не через продукт, а через деятельность компании. У многих успешных компаний или не было продукт или он был странным, непривычным для того времени.
Первый пример - компания Amazon стала крупнейшим интернет-магазином в мире не имея ни одного традиционного магазина. Уже долгие годы число тех, кто копирует бизнес-модель Amazon только растет.
Второй пример - Apple является крупнейшим продавцом музыки, хотя не владеет ни одной студией и не продает компакт-диски.
Третий пример - Skype это крупнейший телекоммуникационный провайдер в мире, хотя не имеет собственной инфраструктуры.
Четвертый пример - Netflix вдохнула новую жизнь в видеопрокат, не имея ни одного физического магазина.
Пятый пример - Starbucks - крупнейшая мире сеть кофеен, продающая обычный кофе по премиум ценам.
Возможно у вас уже есть догадки - почему?
На графике ниже показан инвестиционный потенциал продукта и время (X и Y).
Тут видно, что сначала для того чтобы улучшить продукт вы его обновляете. Дальше для того чтобы улучшить результаты надо обновить не сам продукт, а процессы потому что появляются новые продукты на рынке, обновляется софт и тд.
Следующим шагом к улучшению будет обновление бизнес-модели, именно тут мы получаем дополнительный инновационный потенциал, скрытый в инновационной бизнес-модели.
Бизнес-модель может улучшать или менять ваш бизнес-процесс или продукт компании.
Не стоит изобретать велосипед - сейчас мы живем в мире, когда многие вещи уже существуют. Имейте в виду когда вы запускаете свой стартап или бизнес, что уже есть бизнес-модель, которую можно использовать и их можно пересчитать по пальцам.
Кто-то пишет что их 12, кто-то что 17, где-то 55 - на самом деле это все количество изменяемых параметров, а основных моделей не так много.
Есть очень простое в понимании уравнение бизнес-модели, то какие процессы за ней скрыты:
- Клиент (кто?)
- Ценностное предложение (что?)
- Процесс создания ценности (как?)
- Экономическая эффективность (почему?)
Чтобы идти дальше - надо смотреть вперед! Если мы будем отталкиваться от уже существующих продуктов то врят ли изобретем что-то новое, в основном новое сейчас это некий микс уже существующих продуктов. По теории вероятности 3-5 идей из 100 выстрелят, так что генерите, изобретайте, двигайтесь вперед!
Есть основные принципы инновационности:
- Игнорировать доминирующую отраслевую логику
- Забыть о прошлом
- Перестать оглядываться на конкурентов
- Бросить вызов ортодоксальности
- Генерировать как можно больше идей
- Разрешить себе ошибаться
Как только вы сделали вариант бизнес-модели не останавливайтесь - делайте еще и еще! Для того чтобы как можно больше вариантов обкатать сразу, понять какие из них ошибочные и идти дальше с успешными вариантами. Работа по стандартным бизнес-моделям как раз позволяет накопить пул вариантов, которые у вас всегда наготове.
Типы бизнес-моделей:
Производитель
Производитель производит готовую продукцию из сырья. Он может продавать напрямую клиентам или продавать его посредникам, то есть другому бизнесу, который, наконец продает его покупателю. Пример: Ford, General Electric, Coca-Cola.
Дистрибьютор
Дистрибьютор покупает товары у производителей и перепродает их розничным продавцам или населению. Пример: все автосалоны.
Розничный продавец
Ритейлер продает товары напрямую после покупки товаров у дистрибьютора млм оптовика. Пример: продажи через Amazon, где даже можно пользоваться их складами.
Франшиза
Франшизой может быть производитель, дистрибьютор или продавец.Вместо создания нового продукта, франчайзи используют модель и бренд материнского бизнеса, выплачивая ему роялти. Пример McDonald's.
Фримиум (Freemium)
Компании предлагают клиентам базовые услуги бесплатно, при этом взимая определенную премию за дополнительные надстройки. Таким образом, будет несколько планов с различными преимуществами для разных клиентов.
Подписка
Бизнес-модель подписки позволяет удерживать клиентов в течении долгосрочного контакта и получать регулярный доход от них за счет повторных покупок. Пример: Netflix.
Агрегатор
Агрегаторная бизнес-модель - это недавно разработанная бизнес-модель, в рамках которой компания предоставляет различные услуги из какой-то сферы (такси, аренда жилья) и продает свои услуги под собственным брендом. Деньги зарабатываются в виде комиссий. Пример: Uber, Airbnb.
Реклама
You Tube - информация предоставляется бесплатно, но сопровождается рекламой, которая оплачивается определенными спонсорами.
Лицензирование и продажа данных
Многие компании, такие как Twitter, продают или лицензируют данные своих пользователей третьим лицам, которые затем используют их для анализа, рекламы и других целей.
Дропшипнг
У бизнеса нет ни продукта, ни инвентаря, а только магазин. Фактически продукт продается продавцами-партнерами, которые получают заказ, как только магазин получает заказ от конечного покупателя.
SaaS
Бизнес-модель “как услуга” работает по принципу оплаты по факту, когда клиент платит за использование программного обеспечения, платформы и инфраструктуры. Он платит за то, что и сколько функций он использовал, а не за то, что он имел в общем.
Есть еще большое количество типов бизнес-моделей. Главное - понятие бизнес-модель шире, чем просто модель монетизации. И они существую давно, задолго до начала интернет-эпохи. То есть когда вы решаете задачу бизнеса, проблему клиента, запускаете новый бизнес подумайте, вполне может быть так что вам 100% подходит одна из существующих бизнес-моделей. Потому что модели так же привычны не только бизнесу, но и клиентам - они уже знают как платить по подписке, а это снижение барьеров при решении об использовании.
2-часть скоро...
Алексей Ница
Руководитель акселерационных программ
Куратор HSE Startup Community