Как селлеру маркетплейсов защитить карточки товаров
Представьте, вы добавили в свой магазин новую, классную карточку: обратились к фотографу, составили привлекательное описание, сняли предметное видео. Словом, сделали все, чтобы раскачать товар. Продажи быстро взлетели в космос и так же быстро упали. Оказалось, что ваш конкурент забрал себе все содержимое карточки и начал продавать аналогичный товар по более низкой цене. А ваши покупатели, не видя разницы, пошли к нему.
Разберемся, что делать с подражателями, как сохранить авторский контент и не потерять прибыль с продаж?
Авторское право на маркетплейсах
Содержимое карточек - это фотографии, видео, инструкции и описания товаров - охраняется авторским правом.
Авторское право не требует регистрации - оно появляется сразу, как только вы создали произведение. И не важно, что оно из себя представляет - текст или изображение. Но одно дело - иметь авторские права, и совсем другое - доказывать, что они у вас есть.
Если вы хотите уберечь свою интеллектуальную собственность от копирования, стоит заранее позаботиться о доказательствах авторства.
4 способа подтвердить авторское право
- Сохраняйте исходники
Такой вариант подойдет, если вы подготовили контент самостоятельно. Исходники подтверждают, что материалы появились сначала у вас, а затем – у подражателей.
Обратитесь к нотариусу – пусть он заверит копии файлов. Заверенные экземпляры храните в надежном месте 👌
- Загружайте материалы в “облако”
Облачное хранилище - удобный вариант. В нем сохраняется полная информация об исходных файлах, включая даты создания и загрузки. Чтобы скриншоты из облака имели юридическую силу, обратитесь к нотариусу. Он поможет вам с заверением.
- Заключайте договоры при покупке или создании контента
С их помощью вы подтвердите факт заказа или покупки материалов.
Вам потребуется один из этих договоров::
- отчуждения прав на произведение;
- исключительной лицензии;
- авторского заказа.
Не забудьте подписать акт приема-передачи, когда исполнитель передаст вам карточку или какую-то ее часть. Только в этом случае права на контент, созданный кем-то другим, будут принадлежать вам.
- Задепонируйте карточку товара
Депонирование - это своего рода фиксация авторства.
Карточка помещается в цифровое хранилище. Записывается дата загрузки и имя автора. Правообладателю выдаются ключ от ячейки и свидетельство о проведении процедуры.
Удобство в том, что депонировать можно совершенно любой контент в любом объеме. Срок хранения файлов зависит от подрядчика.
Депонирование контента признают суды более 180 стран мира.
Ответственность за нарушение авторских прав
Согласно ст. 146 УК РФ нарушитель может получить такие наказания:
- штраф до 200 тысяч рублей;
- штраф в размере заработной платы нарушителя за период до 18 месяцев.
- принудительные работы на срок до 480 часов;
- исправительные работы или лишение свободы на срок до 2-х лет.
По ст. 1301 ГК РФ правообладатель может требовать в судебном порядке компенсацию в размере:
- от 10 тысяч до 5 миллионов рублей;
- в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;
- в двукратном размере стоимости права использования произведения.
Маркетплейсы в борьбе с нарушениями вводят собственные санкции.
Например, Wildberries начисляет штраф в размере 10 тысяч рублей за каждый факт копирования чужого контента. То есть, если нарушение будет обнаружено в четырех карточках, суммарный штраф составит уже 40 тысяч.
Если правообладатель подаст в суд на маркетплейс и потребует компенсацию за нарушение его интеллектуальных прав, все расходы будет возмещать селлер.
Если вы хотите вести бизнес без страха “подарить” прибыль конкурентам, позаботьтесь о сохранности карточек ваших товаров.
Зарегистрировать товарный знак можно по ссылке: