Депрессия на швейном рынке — 2025 и как ей не поддаться
Рынок трясет уже не первый год. Но если раньше швейные компании просто лавировали между волнами кризиса, то сейчас рынок ощущает депрессию. Большую и системную. 2025-й оказался особенно жестким для многих компаний. Даже сильные производства с проверенным продуктом, клиентами и командами не выдерживают и уходят с рынка.
По статистике, около 25 % швейных предприятий могут закрыться в 2025 году.
Как мы дошли до жизни такой?
Если отмотать несколько лет назад (примерно в 2019 год), то в швейной индустрии было попроще.
Рынок был стабилен, экономика предсказуемой, и чтобы иметь заказы, достаточно было просто быть. Открыть цех, делать свою работу качественно, выдавать заказы в срок и получать прибыль. Для этого не нужно было особенно выделяться, качать личный бренд, заниматься маркетингом: клиентов обеспечивали привычные каналы, сарафан, офлайн-ритейл.
А потом пришел ковид. И всё изменилось.
Коронавирус: индустрия выживания
Когда началась пандемия, швейный рынок замер. Заказы остановились. Продажи встали. Работодателям нужно было платить зарплату, но платить было нечем…
В то время производства в регионах и в столице делали одно и то же: быстро перестраивались шить маски и халаты. Не потому что это было прибыльно, а потому что хоть что-то нужно было шить. Это был способ удержать штат, не развалиться, остаться на плаву. Шить маски — это не бизнес. Это выживание.
СВО и тендерный бум
Следующий этап — спецоперация. И опять часть предприятий начали перестраиваться. Те, кто раньше шили бренды, стали брать тендеры. Думая, что это новое окно возможностей выполняли заказы от государства на пошив формы для фронта. Кто-то действительно сумел на этом заработать, но далеко не все.
В реальности тендеры требуют особой компетенции: нужны отлаженные процессы, оборудование, навыки работников, определенный уровень производства. Потому что заказ может быть на 20 миллионов, а маржа — 1. И это не бизнес. Это снова выживание.
Доллар: все выше и выше
В марте 2024 новое испытание — доллар взлетел до рекордной отметки 120 руб. Никто не был к этому готов. Швейные производства, как и многие другие отрасли, оказались в глубокой яме…
Закупить новую ткань, фурнитуру, которая стала стоить почти в два раза дороже, стало просто не на что.
Заключить договор, разработать коллекцию, отшить ее — на это уходит не один месяц (цикл сделки в B2B сегменте довольно длительный). Вот и получается, что в договоре ты все просчитал: расходы, логистику, маржу, а в результате — полученной прибыли даже не хватит на новую закупку. А если добавить к этому еще и возросшую процентную ставку и невозможность взять кредит под низкий процент, то бизнес становится просто убыточным.
Освобождение полок и рождение иллюзий
А потом ушли зарубежные бренды. В воздухе повисла иллюзия: «Если я сейчас запущу бренд, то он точно выстрелит». И компании начали массово создавать собственные бренды в надежде занять нишу ушедших производителей одежды.
Кто-то шёл дальше: открывал свой цех или собирал пул подрядчиков. И это рождало целые волны: бренды порождали производства, а производства росли на волне спроса. Цехов становилось всё больше. Казалось, что рынок растет.
Но это был пузырь. И в 2025 году он лопнул. По данным Петростата, в январе–феврале 2025 года объемы производства одежды сократились на 15,3% — после уверенного роста почти в полтора раза в течение 2024 года.
Добавила хлопот швейным цехам и обязательная маркировка продукции. Цели, как всегда благие — борьба с контрафактом. Но для производств это означало дополнительные затраты: найти сотрудника, обучить, закупить сертификат на каждую позицию, приобрести оборудование для маркировки и еще много неочевидных нюансов.
И если раньше для футболок с разным составом хлопка (например, 80% и 100%) подходил один сертификат, то со временем требования ужесточились. И расходы выросли снова.
B2B-мерч — новое позиционирование для производств
Сегодня мы наблюдаем массовое закрытие производств. Сотни готовых бизнесов продаются на Avito. Площади простаивают. Заказов нет. Но для швейных цехов, которые пострадали от ухода брендов, есть выход — сотрудничество с B2B.
Сильные компании все больше вкладываются в корпоративную культуру и ищут тех, кто сможет создавать классный корпоративный мерч.
Именно поэтому брендам одежды и швейным производствам стали массово писать компании. Заказывать не просто пошив, а мерч с историей. Да, в этом случае тоже придется перестроиться, но взамен вы получите предсказуемую прибыль.
В2В, как вход в стабильность
Реальность такова, что люди сокращают расходы, покупают одежды меньше и реже, а бренды продолжают зависеть от настроений потребителей и алгоритмов маркетплейсов. По данным издания «Деловой Петербург», отмечено снижение спроса на 7 % за первый квартал 2025 года.
Пока все бьются за ритейл и контент, компании ищут, у кого заказать форму, подарки, коллекции для своего мерч-магазина.
В этом хаосе B2B дает опору:
- Предсказуемый доход. Заказы крупнее, суммы выше, сроки оплаты фиксированы, нет распродаж. Вам не нужно переживать об остатках на складах, о резко изменившейся моде. Вы сделали работу хорошо и получили деньги.
- Четкий договор, есть аванс и маржа. Тут нет историй, когда клиент заказал дорогое платье для фотосессии и вернул на следующий день. Тут все прозрачно. По договору.
- Реальный спрос, а не подстройка под алгоритмы. Один контракт на форму, подарки или мерч может перекрыть месячную выручку с маркетплейсов. По статистике, спрос на мерч растет: объем рынка корпоративных товаров уже перевалил за 80 млрд рублей, и прирост составляет порядка 15‑20 % в год.
Бренд, у которого есть позиционирование и производственные мощности, может без ребрендинга и танцев с бубнами выйти в мерч. И этот шаг позволит не просто выжить, а выстроить стабильный денежный поток.
Этот путь точно надежнее, чем ждать рост заявок с маркетплейсов.
Что делать, чтобы выжить?
- Проверить своё позиционирование. Понять: кто ты, для кого и зачем.
- Собрать бренд-систему. Сайт, визуал, тон коммуникации, офферы.
- Освоить язык бизнеса. Научиться работать с корпоративными клиентами.
- Найти свои отличия. Нужно стать узнаваемым, проработать бренд так, чтобы он стал понятным для конкретной ЦА.
- Работать вдолгую. Значит не только шить качественно, но и выстраивать устойчивые процессы и сильную команду, которая будет расти вместе с вами.
Как компании находят бренды?
Компании не ищут швею. Они ищут бренд, который решит задачу и предложит решение.
Если вы выглядите как бренд, если транслируете на сайте и в соцсетях эти смыслы, то вы получаете заказы. Компании обращаются к модным, самобытным брендам не за футболками «с логотипом», а за образом, стилем, смыслом.
На фото: коллекции мерча COMERCH для "ВкусВилла", "Девелопмент-Юг" и Пермского Марафона
Им нужен не просто мерч, а мерч с характером, чтобы сделать событие запоминающимся, а компанию — заметнее.
Мы в COMERCH получаем запросы от крупных клиентов не через холодные звонки, а потому что заметны. Наши кейсы говорят сами за себя. Ведь мы всегда предлагаем что-то трендовое, особенное и заметное, а не просто худи с логотипом всем подряд.
В числе наших клиентов сейчас крупные работодатели в России, которые лидируют в рейтингах по развитию корпоративной среды: «Сбер», «Вкусвилл», Росатом, Яндекс, Т-Банк. И то, что именно они приходят за корпоративным мерчем в COMERCH, еще раз подтверждает — мы двигаемся правильно. Это не про форму — это про ценности, эстетику и внутреннее единство.
Мерч — это не просто способ выжить в кризис. Это один из самых экологичных способов дозагрузить швейное производство и расширить горизонты бизнеса.
Но важно не распыляться. Если вы сильны в производстве джинсовой одежды, то предложите джинсы как элемент корпоративной униформы.Если вы делаете идеальные головные уборы — сделайте коллекцию для фестивалей или event-команд.
B2B — не про делать всё и сразу, а усиливать свой продукт в новом контексте. Важно понять, что мир больше не делится на фэшн и не фэшен. Он делится на тех, кто понял, зачем делает одежду, тех, кто продает эмоции и тех, кто шьет просто вещи.Когда у тебя есть смысл, стиль и системность, то клиенты найдут тебя сами. Сначала — люди. Потом — компании.
И однажды в вашу почту придёт письмо со словами:«Мы видели, что вы делаете. Нам нужен мерч. Но не просто мерч — мы хотим сделать это с вами».