Ради выгоды. Личной
Орошаемое земледелие – самый продуктивный сектор сельскохозяйственного производства. Продуктивность орошаемого гектара в 3-8 раз больше продукции, получаемой с гектара естественно увлажненных земель, 16-18% орошаемых земель от общего фонда земель, использцемых в сельском хозяйстве эквивалентны 50% общего валового сбора биопродукции, создаваемым мировым сельским хозяйством.
Согласно данным ФАО и Юнеско, стоимость 1 га орошаемых земель составляет 4500-6000 долларов, при стоимости 1 га естественных сельскохозяйственных угодий 800-1200 долларов. Однако все эти выгоды могут быть реализованы только в руках рачительного хозяина.
Нынешний многоводный год слегка ослабил тиски засухи прошлых лет, когда страны ЦАР, доведенные до отчаяния из-за нехватки поливной воды, уже начали было ссориться друг с другом. В некоторых, напимер, в Узбекситане, обострились и внутренние проблемы. По словам экспертов, в стране остро чувствовалась нехватка поливной воды. При этом министр водного хозяйства Шавкат Хамраев нагнетал обстановку и отчитывался цифрами, которые, по словам земледельцев, не соответствовали действительности. Так, в своем выступлении в марте 2022 года министр заявил, что в 2021 году, несмотря на дефицит водных ресурсов на 25-30 процентов по сравнению с предыдущими годами, водопотребителям Узбекистана было доставлено 44 млрд кубометров воды за год, а за вегетационный период - 32,6 млрд кубометров. Однако он не стал уточнять тот факт, что это стало возможным (поставка 44 млрд кубов воды - ред.) после вмешательства президента Шавката Мирзиёева, который приезжал с рабочим визитом в Республику Каракалпакстан в сентябре того же 2021 года.
Из-за действий министра Хамраева ухудшились отношения с такими странами как Кыргызстан и Таджикистан. Напомним, из-за того, что страна не получала поливную воду в полном объеме, аграрии были вынуждены вести сокращение посевов основного экспортного сырья - хлопчатника. В результате все чаще и настойчивее звучали упреки в адрес Таджикистана и Кыргызстана якобы из-за недопоставок воды. Однако, как выяснилось, такое положение дел происходило вовсе не из-за недопоставок воды. Генеральный директор ФАО Цюй Дуньюй заявил, что уровень нагрузки на водные ресурсы в Узбекистане специалисты этой организации оценивают как критический (больше 100 процентов). Объемы воды, используемые Узбекистаном, составляют 169 процентов от водных запасов страны.
Иными словами, министр Хамраев не проводил политику экономного расходования воды. Вместо этого он наладил семейный бизнес на … закупке оборудования для водного хозяйства у своих же родственников.
Компания АК «O'zmaxsussuvta' mirta'minot» - участник контракта. Младший сын Хамраева - Шахзод Шавкатович работает в этой организации, которая является одним из основных поставщиков электродвигателей для Министерства водного хозяйства.
Кстати, из-за плохих показателй, Шавкат Хамраев уже был раскритикован Президентом Узбекистана за состояние дел в ирригации и мелиорации в республике. «В водном хозяйстве нет ни руководителя, ни работы над собой, ни мнения у господина Хамраева. Ходишь с этими бессовестными и строишь большие здания для водного хозяйства. Ты не продержишься долго, если в Каракалпакстане, в Кашкадарье не будет сделано того, что обещал. Мне не нужен министр-сторож», - сказал тогда президент РУ Шавкат Мирзиёев.
Выводы из всего вышесказанного очевидны. Такая деятельность министра водного хозяйства РУ может привести не только к социальному взрыву в стране, но и нагнетает международную обстановку.
Здесь достаточно вспомнить прорыв дамбы Сардобинского водохранилища в 2020 году, в результате чего в Сырдарьинской области были затоплены значительные территории Узбекистана и соседнего Казахстана. По официальным данным, разрушено 2570 индивидуальных и 76 многоквартирных домов в Сардобинском, Мирзаабадском и Акалтынском районах Узбекистана. А в мае 2021 года судебная коллегия Верховного суда по уголовным делам вынесла приговор 17 лицам, проходившим в качестве обвиняемых по этому громкому делу. Суд также определил меры по взысканию с ответчиков ущерба, возникшего в результате хищений путем присвоения и растраты. Шесть обвиняемых получили реальные сроки, один - ограничение свободы, остальные - штрафы и лишение определенного права. А Хамраев вышел сухим из воды, хотя было очевидно, что пропустил коррупционные риски именно он.
При этом следует помнить, что Шавкат Хамраев не новичок в своем деле. Более 10 лет он занимает разные посты в профильных ведомствах. Однако ни одного реального результата при нем не достигнуто ни в масштабах страны, ни в масштабах международного сотрудничества с трансграничными государствами.