От репатрианта до старожила

Погружаясь в жизнь Израиля через истории людей, я всё чаще понимаю: у каждого репатрианта своя уникальная дорога, полная надежд, разочарований, удач и провалов. Вот, например, Артём. Мы познакомились в 2023 году, когда он только переехал в Израиль и нуждался в помощи с документами уже на месте. Я помогла ему разобраться с местной бюрократией, а он, в свою очередь, не раз спасал меня, когда мой компьютер выходил из строя. Теперь же настала моя очередь узнать, как сложилась его жизнь в новой стране. Если хотите рассказать мне свою историю — пишите, и мы обязательно запишем интервью!

<b>Интервью с Артемом: «От репатрианта до старожила»</b>
Интервью с Артемом: «От репатрианта до старожила»

— Артем, расскажи, как у тебя возникла идея переехать в Израиль?

В далеких 2022-х меня схватила идея уехать в теплые края попробовать себя, а там видно будет. Выбор был между Тайландом и окрестностями, и… Израилем. Знакомьтесь, меня зовут Артем, и я израильтянин.

— Как начался твой путь к репатриации?

Началось все с того, что увидев рекламу в интернете о переезде с красивой картинкой Тель-Авива (теперь моего «Телика»), я вспомнил, что у моего отца вроде была бабушка «того». Оказалось, что и вправду того, ну то есть еврейка. Хотя свидетельств особо не было, потому что найдя другую рекламку в инете и обратившись в компанию, в которой от меня потребовали документы, в них было пусто. А чтобы иметь право на репатриацию (вы еще не раз увидите это слово, и означает оно — возвращение на «родину»), нужно как-то подтвердить, что не сбоку припеку, а реальный потомок евреев. Естественно, документально.

— И как ты справился с поиском документов?

На вопрос, что делать, мне предложили заплатить, чтобы эти самые документы найти. Конечно, я отказался — что сам не найду? И так я посетил один МФЦ, другой ЗАГС, а толку никакого. Что делать дальше, я не знал, поэтому начал гуглить. Гугл мне посоветовал обратиться к десятку компаний или искать дальше самому. Спасибо, кэп! Через пару месяцев раздумий и еще нескольких попыток что-то найти, я все-таки обратился в ту же компанию, где мне предложили очень приличную цену за «генеалогическое исследование». Делать было нечего, пришлось шерстить рынок на подешевле. И таки нашел. Правда, без гарантий, объяснив тем, что якобы все зависит от сохранности документов.

— Почему ты все-таки выбрал Израиль, а не Тайланд?

Тут мне пришлось серьезно задуматься, а не Тайланд ли, все-таки дешевле. Но наслушавшись кучи историй от своих друзей, я пришел к выводу, что этот вариант не особо подходит для долгосрочного переезда. А я хотел иметь такую возможность. Причины перечислять не буду, а вот почему я все же решился на Израиль, это можно перечислить: во-первых, очень цивилизованная страна. Да, везде бывают исключения, но в Израиле легко найти комфортное место для жизни. Во-вторых, куча русскоязычных. Четверть населения Израиля говорит или хотя бы понимает русский, что очень важно для начала. В-третьих, в Израиле куча работы, особенно для айтишника вроде меня. Хоть я и недолго в этой сфере, но даже для не супер-пупер программистов тут отличные условия, полный фарш. Всего этого я начитался в чатиках — оказалось, не соврали (по итогу условия получились почти в два раза лучше, чем на исконной родине). Но я забегаю вперед.

— Сколько времени занял процесс подготовки к переезду?

Короче, я решился, заплатил и ждал около года, пока найдут документы. Вернее, первый документ нашли через полгода и сказали, что все пучком — право имеем, а дальше нужно еще заплатить, чтобы подготовить всю бюрократию и пройти «консульскую проверку». Я, конечно, повозмущался, но вариант самому со всем этим разбираться меня не прельщал. В итоге не пожалел — где-то за месяц перед консульской проверкой, которую я ждал еще полгода, меня ввели во все подробности проделанной работы. Единственное, что я понял, что сам бы ни в жизни. Прошел я консульскую проверку с первого раза, хотя думаю, мне повезло, потому что количество документов с бабушкиным еврейством было скудным. Но это видимо у всех так. А меня, вероятно, дядька пожалел, или может, понравился я ему, но после множественных сомнений он все-таки согласился поставить мне визу (которая нужна для непосредственно репатриации). А может, и подготовка сработала — на все вопросы сурового мужика у меня были заготовлены ответы, которые мой куратор много раз повторял, и как видно, не зря.

— Что ты почувствовал, когда получил визу?

И вот я, счастливый обладатель наклейки в паспорте, выхожу из консульства на улицу и не понимаю, а что дальше то? Честно говоря, во всей этой суматохе с проверкой я и позабыл, зачем это все. Ведь это надо попрощаться с всем «багажом», накопившимся за время жизни в Москве. Работа, учеба, квартира, машина, связи… прошло еще полгода, прежде чем я наконец переехал, а за это время было много поводов для сомнения: война, еще раз война.

— Как ты отреагировал на новости о войне в Израиле?

Кстати, на этой теме стоит заострить внимание. Не кажется ли вам ироничным, что спустя довольно длительное время после начала войны (для меня, кстати, это не было особой причиной для отъезда, но тут все индивидуально) и моего решения уехать, война как-то перекочевала из точки отбытия в пункт назначения? До меня не сразу дошло, что в Израиле началась самая настоящая война. Так по крайней мере трубило из всех новостных каналов. В Израиле же всегда какая-то заваруха, и вот опять. На поверку вышло так, что такой войны Израиль не видел аж с 2000-х. Конечно, меня это отпугнуло. Во всех чатиках люди разделились на тех, кто никак не может справиться с этим психологически, и тех, чей девиз был «не впервой». Какое-то время спустя последние либо вытеснили первых, либо те же первые смирились с неизбежностью. В любом случае, на какое-то время я отложил идею и решил понаблюдать. Продлилось это недолго, потому что изучив обстановку, я понял, что там, как и тут, война идет в основном за «границей» государства, а сами граждане невероятно сплочены и помогают носками и сухпаями от мала до велика (Да, ракеты падают, но падают в местностях с названиями, которые я даже не выговорю, а те, что летят в населенные пункты, неизменно сбиваются, на что местные жители отвечают, спускаясь в убежище под звуки сирен: «опять потревожили почем зря»).

— Как ты принял окончательное решение о переезде?

Успокоившись до уровня местных русскоговорящих жителей, спасибо им большое, я все-таки решил окончательно полететь, а там посмотреть. Да и обстановка как-то утихомирилась. Продал машину, все равно пора было. Попрощался с квартирой, оставив часть вещей у родителей, одновременно с грустью и радостью, что больше не надо за нее платить втридорога. Часть друзей меня поддержала, хоть и с воображаемыми слезами на глазах, часть крикнула в дорогу «ну и дурак!». Вот так и начался мой переезд. С логистикой мне опять помогли в той же компании, и у меня не было особых переживаний по этому поводу (могу рассказать отдельно, если интересно). Главное, что меня заботило: квартира и работа.

— Как ты искал жилье в Израиле?

Я понимал, что первое время понадобится потратить больше, чем обычно выдерживает мой кошелек или кредитка. Я был готов к этому. Я так думал — месяц в гостинице, причем не самой фешенебельной, меня, конечно, огорошил. Зато кайфанул от близости к морю. За это время я нашел квартиру, что оказалось тем еще приключением. Дело в том, что в Израиле немного по-другому построена система взаимоотношений арендатора с арендодателем. Последний вручает в твои руки самое дорогое, что у него есть в жизни (и это на самом деле так, учитывая цены на жилье) и наказывает хранить как зеницу ока. А для верности, с тебя вперед три месяца аренды, чеки, гаранты и душу вынь да положь. К этому нелегко привыкнуть, но альтернатив не очень много. Мне в целом повезло с арендодателем: отделался легкими специальными банковскими чеками (тоже могу рассказать поподробнее при желании) и даже без гарантов.

— Как ты искал работу?

Осталось самое важное — найти новую работу. На старой мне разрешили работать удаленно, правда, пожелав видеть меня хотя бы раз в месяц в офисе для галочки, но особо не настаивая. Но я не хотел оставлять хвосты, тем более что тут зарплаты выше, а местный язык не особо нужен для моей сферы — английского на уровне выше среднего вполне достаточно. Первый месяц я искал компании, в которых хотел поработать, чтобы составить список, по ходу дела дорабатывая на старой и изучая порядки нового места жительства. Кстати, общение я нашел довольно быстро — как я уже говорил, тут очень много русскоязычных, особенно моих погодок (+/- 30), и все очень дружелюбны, так как также находились в похожих условиях. Единственное, что меня иногда злило — они уже хоть как-то шпрехают на местном, а я только шалом и тода-раба (спасибо). Но я отложил идею языкового курса на потом: в магазине особо разговаривать не надо, в кафе найдется меню на английском, и почти все разговаривают на том же английском вполне себе.

— Как сложился твой поиск работы?

Так вот, работа. Найти компании было просто, их тут пруд пруди. А вот выбрать — уже посложнее. Но я решил отправить мое резюме всем попавшим в список, а там посмотрим. Откликов было не так много, даже меньше четверти от отправленных резюме. Потом мне объяснили, что отправленное резюме не гарантирует мгновенный ответ. И действительно, письма приходили еще пару месяцев после отправки. Но я решил не ждать, а ходить на собеседования, разведывать в поле, так сказать. Ничего особо необычного не было, только может чуть менее требовательные наниматели. Удивительно, но факт — видимо, рынок специалистов не так насыщен. После нескольких походов и онлайн-собеседований все сложилось как нельзя лучше — довольно перспективный стартап с многомиллионным бюджетом даже пообещал акции компании. И это бонусом. Так основные задачи решились буквально за пару месяцев, и все, что мне оставалось, кайфовать от чувства новизны.

— Что ты чувствуешь сейчас, спустя год после переезда?

Оглядываясь назад спустя год, я ни капли не жалею, что решил переехать, и именно в Израиль. Мне кажется, более подходящей страны для легкого нового старта не найти. Я даже язык подтянул до более-менее разговорного уровня, хотя языки мне даются не очень легко. А главное, что тут не скучно. Тут тебе и Арбат, и Питер, и Турция, Париж, Нью-Йорк и все в одной стране. Можно даже в местный Сочи съездить на лыжах покататься на Хермон, правда, говорят, так себе (и название соответствующее). Можно и в реальный город Сочи — есть прямые недорогие билеты. Скучать не придется. А если и придется когда-нибудь — то можно и дальше рвануть. Тут держать никто не будет — никаких ограничений. Говорят, в Канаде тоже айтишников любят и налоги низкие, не то что в еврейском государстве. Конечно, у них же нет пляжей, вот и заманивают как могут. Но пока я отсюда не ногой, еще столько неизведанного и непознанного.

6
Начать дискуссию