Как открыть франшизу и расти даже в кризисные времена
Как выбрать прибыльную франшизу для ведения бизнеса в 2023 году. Преимущества франшизы, сколько можно заработать с такого бизнеса и как не прогореть.
Даже в период нестабильной экономической ситуации малый бизнес продолжает развиваться, а самые активные предприниматели находятся в поисках актуальных направлений ведения деятельности. Отличным подспорьем в этом нелегком пути является открытие франшизы. Текущий 2023 год — не исключение.
Статистика открытых франшиз на внутреннем рынке, по статистике ведущих профильных сайтов, продолжает постепенно расти, и на то есть предпосылки. В первую очередь потому, что финансовая грамотность населения страны растет. Вместе с этим приходит осознание, что сохранить и капитализировать свои средства лучше не в банке, а во вложениях в уже проверенные готовые проекты.
А чтобы знать основные принципы функционирования франшизы и не путаться в процессе с матчастью, — целесообразно начинать с теории. Что мы и попытаемся сделать.
Что же такое франшиза?
Простыми словами франшиза – это право обладать уже готовым бизнесом. Между сторонами сделки заключается финансовый договор, дающий право одной стороне (франчайзи) использовать бренд и финансовую модель ведения бизнеса другой стороны (франчайзер). Первый приобретает франшизу для развития собственного бизнеса, а второй получает выгоду в виде расширения узнаваемости на рынке и дополнительный источник дохода в виде платежей нового партнера.
С точки зрения финансовой терминологии необходимо познакомиться с двумя определениями: паушальный взнос и роялти:
- паушальный взнос – это первоначальный платеж, который оплачивается франчайзи один раз сразу после подписания договора;
- роялти – регулярный платеж, как своеобразная арендная плата, за саму идею и не только. Относительно условий договора может быть фиксированной или зависеть от процента оборота или прибыли организации.
Несомненно, вышеназванным терминам стоит уделять внимание. Некоторые фирмы идут навстречу будущим единомышленникам и не берут первый взнос, но не стоит категорично искать в этом подвох. Возможно, таким ходом франчайзер делает ставку на интерес второй стороны. Но, вероятен и второй исход, когда всё зависит от «наполненности» и качества пакета предоставляемых услуг.
Как работает франшиза?
Представьте, что вы «загорелись идеей» открыть мойку самообслуживания, но даже не представляете, как слажены процессы изнутри, кто за что отвечает, и как в целом всё работает. Единственное, что у вас не вызывает вопросов, - это положительные отзывы среди знакомых о вывеске «Блестящие колёса» и чистота автомобиля после посещения любимой автомойки. И у вас есть желание и средства обладать таким же бизнесом, а собственники мойки задались целью развивать бренд в массы. Вот из этого происходит понимание франшизы.
«Всё, что нажито непосильным трудом», все производственные принципы, бизнес-план, маркетинговые разработки одной компании плавно интегрируется под открытие бизнеса частному предпринимателю. Последний продолжает двигаться пройденным путём основателя, под его вывеской и с определенной поддержкой, оговоренной в условиях договора.
Как показывает практика, открытие франшизы - один из наиболее надежных вариантов собственного дела. Процент того, что бизнес продолжит существовать на протяжении нескольких лет значительно выше, чем тот, который открывается с нуля.
У партнеров есть свои обязательства:
- франчайзер должен обеспечить подробный план, предоставить доступ ко всем продуктам, технической информации, обучающему материалу и пр., а также осуществлять необходимую поддержку на этапах становления бизнеса;
- франчайзи обязан соблюдать условия предоставленной модели бизнеса, своевременно оплачивать все взносы, придерживаться зафиксированных в договоре правил использования бренда и т.д.
Как выбрать франшизу?
Плавно переходим к самому интересному. Давайте рассмотрим на примере сети японских парикмахерских «Чио Чио», бурно набирающих популярность в последнее время.
Согласно информации, взятой с открытых источников, по этой франшизе каждый месяц открывается 10-20 новых точек. Средняя стоимость открытия – 1,5 млн. рублей (в сравнении с другими франшизами – это достаточно низкая стоимость). «Чио Чио» - часть крупного холдинга “ИНБРЕНД”, с полным перечнем брендов которого легко ознакомиться на страничке компании.
Рассматриваемая сеть парикмахерских примечательна тем, что владельцы бренда позиционируют рациональный и выверенный подход к самим стрижкам. Оптимизируя затрачиваемое время и стоимость услуги, они при этом создают комфортные и современные условия внутри помещения. Казалось бы, ничего удивительного, но бизнес-идея работает. Если по Антону Павловичу Чехову «краткость – сестра таланта», то в случае с «Чио Чио» точней будет выражение «рациональность – сестра успеха».
Точка сети функционирует без администратора. В основе финансовой отчетности терминал, который принимает деньги и считает зарплату мастерам честнее, чем любой сотрудник. В софте терминала функционирует программа лояльности, согласно которой каждая 6-я стрижка бесплатно, на что несомненно обращают внимание посетители. Дополнительным бонусом для клиентов – сухая и чистая прическа после стрижки. Вместо мойки головы водой используется воздушная мойка специальный всасывающим устройством.
На приведенном примере определите для себя следующие моменты:
- актуальна ли вам сфера услуг, в частности точка сети развивающейся лоукост-парикмахерской;
- будет ли выбор практичным, может ли выбранная сфера оказаться без спроса в ближайшей перспективе;
- изучите конкурентов, сложите все +/-, сравните предлагаемые условия;
- уточните и тщательно просчитайте финансовую составляющую;
- учитывайте все риски и возможные решения по мере их возникновения.
Создавая собственный бизнес, даже если речь идет о франшизе, вы должны быть готовы ко всему.
Цена франшизы парикмахерской «Чио Чио» стартует от минимального паушального взноса в размере 300 тыс. рублей, где роялти 4% от прибыли. Цены указаны согласно найденной в открытом доступе информации на момент написания текста.
Как определить, будет ли франшиза прибыльной?
Самое важное определить – будет ли спрос. «Есть спрос, есть предложение». Значение фразы лежит на поверхности. В экономическом контексте – основа всех основ.
Особое внимание уделяйте условиям договора франчайзинга. Вам необходимо понять: выгодно ли соглашение обеим сторонам договора, и получите ли в свои руки готовые «рецепты успеха»?
При этом не забывайте думать о конечном потребителе: сможет ли он рассчитывать на высокий уровень обслуживания, останется ли он доволен и придет ли еще раз?! На практике зачастую интереснее, чем на бумаге. Чем меньше шишек набьёте на первом этапе, тем проще будет довести дело до профита.
В заключении необходимо отметить, что франшиза не является краеугольным камнем при создании собственного бизнеса, но значительно упрощает трудозатраты и дает возможность выбрать уже рабочую схему, проверенную на практике другими организациями. А итоговый выбор всегда за вами.