От колоноса до колл-центра: пролог к истории труда

Человеческая рабочая сила может быть превращена в товар разными способами. Две наиболее важные формы - это рабство и наемный труд. Как я утверждал в предыдущей главе, оба способа эксплуатации принципиально соответствуют капитализму. В одних случаях капитал предпочитает рабство, в других - наемный труд. Нет никаких веских теоретических причин рассматривать один способ эксплуатации как «истинную» капиталистическую форму, а другой - как аномальную (хотя, возможно, исторически необходимую) вариацию [1]. Настоящий вопрос скорее в том, почему в некоторые эпохи и в некоторых географических районах наемный труд стал преобладающим, а в другие эпохи и в других районах - нет. Чтобы найти ответ на этот вопрос, нам придется заглянуть в глубины исторического времени.

От колоноса до колл-центра: пролог к истории труда

Заглядываем, антиворкисты, в глубины исторического времени. Мозес Финли, знаменитый (вот жешь клише какое) историк, пишет, что сама концепция наемного труда сама по себе требует двух принципиальных и концептуально трудных сдвига, две идеи:

1. Абстрагирование труда (наше lovely treasure), то есть обособление индивида как от его личности, так и от произведенного им продукта.

2. Произведение оценки труда, чаще всего через идею рабочего времени (и вполне реальные подсчеты рабочих часов).

Иначе говоря, наемный труд — долго формирующаяся (и долго формировавшаяся) институциональная конструкция, имеющая свой исторический сюжет. Так, ранние формы наемного труда мы можем проследить по четырем основным направлениям:

1. Случайный сезонный труд.

Широко распространён в аграрных обществах. Упоминания находятся в древневавилонских текстах, античной Греции, Библии и Египте. Работники нанимались для жатвы, строительства, перевозок и выполняли краткосрочные задачи. Примером могут служить колонос агорайос в Афинах — прообраз современного рынка труда.

2. Ремесленный труд.

Ремесленники, не имевшие постоянных мастерских, нередко выступали как наёмные рабочие, выполняя заказы на обработку металла, деревообработку и т. д. Со временем они становились независимыми мастерами, но первоначально труд также был эпизодическим и оплачивался по факту.

3. Военная служба.

Армии Древнего Египта, Ассирии, Персии и Греции активно использовали наёмников. Эти воины были первыми, кто получал регулярную плату в виде провизии, денег или доли добычи. Военное наёмничество стало первой масштабной формой оплачиваемого труда.

4. Ученичество.

Специфическая форма наёмного труда, сочетающая оплату с обучением. Ученик заключал контракт с мастером, обязываясь трудиться и одновременно осваивать навыки, что впоследствии позволяло ему стать независимым работником.

Общей чертой всех этих ранних форм наёмного труда была их временность. Работодатели нанимали свободных работников только тогда, когда это было экономически оправдано — то есть, когда труд требовался не постоянно. Так, оливковые сборщики в Древней Греции привлекались на сезон, а постоянная деятельность, например, пастушество, поручалась рабам — раб выгоден, если его можно использовать круглый год.

Я бы еще написал про лингвистический аспект наемного труда (откуда что взялось и куда всё перебралось), но, боюсь, сам мало что понял, поэтому направляю прямиком в ад (шучу), по материалам которого и был составлен пост.

Начать дискуссию