Мигранты под ударом

Кликбейтный заголовок готов, но мы конечно же будем говорить не про мигрантов из стран ближнего зарубежья, а о мигрантов налоговых.

Краткий ликбез: Налоговый мигрант — это налогоплательщик (чаще всего на УСН), который переезжает из одного региона в другой в погоне за более низкими налоговыми ставками.

Да, с 2025 года налоговая миграция потеряла смысл: при переезде в регион с пониженной ставкой налогоплательщик будет три года платить налоги по ставке региона, из которого он уехал. Иначе говоря, даже при регистрации в регион с низкой ставкой платить будет по ставке высокой.

Тем не менее, вопрос актуальный.

Сейчас инспекции будут проводить камеральные проверки за 2024 года и и многие мигранты могут столкнуться с неприятными сюрпризами.

Центральный аппарат поручил региональным управлениям выявлять «номинальность» переездов.

По наводке из канала «Налоги без ПИ» я посмотрел конференцию руководителя Управления ФНС по Удмуртской Республике, который подробно рассказал о планах на 2025 год.

*Удмуртская республика – один из самых популярных регионов с пониженной налоговой ставкой. Здесь даже появился отдельный вид бизнеса — организация налоговой миграции.

Немного статистики от Удмуртской налоговой:

  • в 2024 году регион принял 6000 налоговых мигрантов
  • приблизительная сумма поступлений в бюджет региона 2,5 млрд. руб.
  • ущерб других регионов оценивается приблизительно в 7,45 млрд. руб.

С одной стороны, льготный регион получает дополнительные доходы. С другой стороны, и это главное, бюджеты других регионов несут убытки. Кроме того, УСН — это федеральный налог, и не все регионы получают 100% от уплаченных сумм. Таким образом, страдает и федеральный бюджет.

Это стало причиной пристального внимания ФНС к налоговой миграции.

Этот процесс не нов, но сейчас он приобрел особенно явную и угрожающую перспективу.

Например, я лично участвовал в спорах в Курганской области, где мы пытались оспорить доначисления налога по УСН из-за противоречий между региональным и федеральным законодательством. Увы, безуспешно.

Еще сталкивался лично с доначислениями упрощенцам, которые пытались платить налоги по льготным ставкам, хотя их доходы поступали исключительно от аренды объектов в регионах с высокой ставкой.

Что ФНС планирует сделать?

  • На уровне Гражданского кодекса РФ блокировать популярный способ фиктивной миграции – покупку малых долей в недвижимости.

*Наиболее распространенный вариант – это покупка 1/10 доли в доме, в котором, вот неожиданность, остальные 9/10 принадлежат другим 10 ИП. Очень популярный дом, который есть на картах, но которого может вовсе не быть на местности (сгорел, обветшал и развалился и т.д.). А встречаются в таком доме ИП из Свердловской области, Пермского края, Приморского края, из Республики Алтай и т.д.

  • Плановые проверки на наличие признаков реальной деятельности в льготном регионе (наличие сотрудников, контрагентов на территории льготного региона, оплату коммунальных платежей не только за 1/10 доли в доме, но и коммуналка за офис/склад, наличие ККТ в регионе прописки и активность по ним и т.д.)

*Было прямо сказано, что инспекция знает все популярные «методички» по миграции и успешно с ними борется, перенимая лучшие практики.

Неофициальная позиция ФНС о том, как исключить доначисления:

а) реально переехать в льготный регион (с работниками, офисом, складом);

б) вернуться (сменить регистрацию) в реальный регион присутствия.

Мягко говоря выбор не велик…

Еще немного важных тезисов:

  • объяснение «я торгую через маркетплейсы, поэтому нет офиса» не сработает
  • главное управление сформировало список критериев для определения фиктивной миграции, которые пока не оглашаются публично
  • передача в аренду (субароенду) помещений в льготном регионе – усложнит для налоговой доказательство фиктивности миграции
  • минимальное ведение в льготном регионе предпринимательской деятельности – также снизит риски

Для кого эта новость актуальна? для бизнеса с оборотом в 40 млн. руб. - разница ставок УСН, например, в 4% уже существенна. Если миграция была в 2022 году, то за три года потенциал доначисления составит ~4,8 млн. руб. добавьте сюда пени и вероятность начисления штрафа, вот уже и появляется повод для организации выездной проверки.

1 комментарий