Чайные клиперы XIX века. "Гончие псы" океана

О чае и деньгах

В середине позапрошлого века англичане столкнулись с проблемой. Достаточно серьезной. Груз чая из Китая в Великобританию шел до одного года. То, что приходило в вонючем трюме корабля, приводило в отчаяние перекупщиков и в разорение перевозчиков. От долгого плавания ценный груз плесневел и портился, терял в цене или вовсе шел на выброс.

Британский джентльмен, впрочем, не садился завтракать без чая. Чем же еще было запивать надоевшую овсянку...

Чай рос далеко - на другом конце света (в южном Китае). Оттуда его и возили морем. Монополия Ост-Индийской компании рухнула. И тут появились клиперы. Корабли, созданные для скорости.

Клипы на них, разумеется, не крутили. Название их шло от английского "to clip" - "резать" или "стричь". Вот они и резали волны, неся мощное парусное вооружение на себе. Суда отличались острыми "режущими" контурами корпуса. Это придавало им стремительности.

Клиперы придумали американцы. Ушлые янки использовали их для контрабанды, разведки, перевозки рабов и прочих полузаконных миссий. Корабли были невероятно красивы. Их много осталось запечатленными на картинах художников-маринистов.

Чайные клиперы XIX века. "Гончие псы" океана

В 1849 году американский клипер "Ориентал" дошел из Гонконга в Европу за рекордные 80 дней. Английские предприниматели, поразмыслив, зафрахтовали его для перевозки чая. А потом тихо "срисовали" конструкцию корабля. Началась великая регата.

Беспощадная гонка, длиной в полмира

С шотландских верфей один за другим сходили клиперы-конкуренты. Но американский торговый флот все равно еще долго превосходил английский. Британцам, скрипя сердцем, приходилось фрахтовать суда у заокеанских соперников. Война с Китаем в 1856 году, впрочем, положила этому конец.

Самая яркая гонка случилась в 1866 году. Из китайского Фучжоу стартовало шестнадцать английских клиперов. Шли они через два океана, огибая мыс Доброй Надежды.

В Ла-Манше впереди оказались "Ариэль" и "Тайпинг". Шли они нос к носу почти сто дней. В устье Темзы взяли лоцманов. "Тайпинг" вошел в док, кажется, на десять минут раньше.

Шумиха в прессе была невероятная. Капитан "Тайпинга", получив премию, разделил ее с капитаном "Ариэля". Жест, достойный уважения.

Закат быстрых парусов Их век был ярок и недолог. В 1869 открыли Суэцкий канал. Путь стал короче на тысячи миль. Но, увы не для клиперов. Паруса в канале были бесполезны.

На морскую гладь вышли пароходы. Черные и дымные, он тащили в трюмах груза втрое больше. И не зависели от ветра. А главное - плыли по расписанию.

Клиперы не сошли с арены океана. Они возили шерсть из Австралии. Но парусная романтика окончательно проиграла транспортной логистике. А красота - практичности.

Они исчезли почти все. Были сданы на слом или сгнили на отмелях. Превратились в древесную пыль и труху. Но один уцелел. Сейчас он стоит в Гринвиче, в сухом доке. Клипер называется "Катти Сарк". Теперь он музей и "пенсионер", получающий дань уважения.

Эпоха клиперов длилась меньше тридцати лет. Миг. Но это был красивый миг и яркий всплеск паруса перед приходом пара и дыма.

Если вам любопытно каждый день узнавать об интересной технике и ее истории, приглашаю по ссылке на канал "ТехноДрама"

Начать дискуссию