В пятницу вечером все замирают в ожидании выходных…

В пятницу вечером все замирают в ожидании выходных…

…а могли бы уже и отходить от первого свободного дня. Глава Nvidia Дженсен Хуанг недавно напомнил, что сокращение рабочей недели — сначала с семи дней до шести, а затем и до пяти — было следствием технического прогресса. И ИИ может подхватить эстафету: если он снимет рутину, сотрудники смогут укладываться в четыре дня.

Высказывание Хуанга совпало с публикацией результатов пилотного проекта в Шотландии, где два государственных агентства (AiB и SOSE) более года работали на четырехдневке без сокращения зарплаты.

В результате эффективность SOSE не упала, а AiB — даже немного выросла. Сотрудники обоих агентств отметили уменьшение стресса и рост удовлетворенности работой, также резко сократилось количество больничных (причем в AiB упали и долгие больничные — то есть речь не о “притворюсь на денек, что болит голова”) . Единственная сложность: дополнительный выходной пришлось “размазывать” по неделе, чтобы агентства продолжали сохранять привычный пятидневный график.

Шотландский пилот далеко не первый — ранее четырехдневку тестировали в Португалии, Великобритании, Германии, Ирландии, Южной Африке и еще нескольких странах. Результаты везде похожие: эффективность компаний-участников минимум оставалась прежней, сотрудники же становились более счастливыми, здоровыми и довольными работой. Также падала текучка — но кто захочет уходить из компании с четырехдневкой?

Интересно, что все эти проекты стартовали в начале массового распространения ИИ — то есть дорогу к сокращению рабочей недели открыли еще прошлые технические достижения, а у ИИ есть шанс “зацементировать” четырехдневку. Плюс с большой вероятностью следующим бумом будет роботизация, которая затронет профессии с меньшим влиянием ИИ.

И это мне кажется куда более вероятным развитием событий, чем уже поднадоевшее “ИИ оставит всех нас без работы”. На самом деле, безработица невыгодна ни властям, ни бизнесу: первые получают рост социальных проблем, а вторые — падение числа платежеспособных клиентов.

Короткая рабочая неделя при сохранении производительности труда, наоборот, открывает возможности к росту: свободное время даст больше возможностей отдыхать (а значит — тратить время), взять подработку или заняться собственным проектом.

Возвращаясь к высказыванию Хуанга, отмечу еще один интересный момент — он считает, что при переходе на “ИИ-четырехдневку” сотрудники станут более занятыми в оставшееся время. Ведь если ИИ снимает рутину, то что остается человеку? Правильно: генерировать новые идеи, запускать проекты и чаще брать на себя ответственность.

Это, кстати, само по себе может оказаться вызовом. Для многих рутина — способ отдохнуть, оставаясь при этом погруженным в рабочие процессы. Без нее придется учиться работать в более насыщенном графике, а увеличившееся время для отдыха использовать так, чтобы по полной зарядиться энергией.

И это — еще один аргумент, что в ИИ-эпоху лучше всего будет тем, кто прямо сейчас развивает умение быстро адаптироваться к меняющимся условиям и самоорганизовываться, не боится новых вызовов и умеет брать ответственность.

P.S. Поддержать меня можно подпиской на канал "сбежавшая нейросеть", где я рассказываю про ИИ с творческой стороны.

Начать дискуссию