Ложка меда, в "бочке Либиха". Ограничивающие факторы в бизнесе!
Автор: Олег Тыщенко, основатель франшизы магазинов автозапчастей «ВСЕ ЧЕТЫРЕ»
«Что такое бизнес-модель одним словом? Это как твоя компания зарабатывает». Так, в своём Telegram-канале, предприниматель, инвестор, бизнес-ангел Оскар Хартманн рассуждает на тему устойчивой бизнес-модели как основы основ!
Для того чтобы разобраться, на каком этапе находится твой бизнес — на уровне идеи или это уже устойчивая, проверенная бизнес-модель — автор предлагает немного поразмыслить.
Простой тест: можешь ли ты ответить на три вопроса?
- Кто тебе платит? И зачем?
- Как ты доставляешь ценность? (И что в этом можно масштабировать?)
- Что делает твою машину (бизнес) устойчивой к копированию, кризису и росту?
[Источник: https://t.me/Oskar_Hartmann/2316]
Всё просто, на первый взгляд! Ответы на поставленные вопросы, конечно, имеются. Любой бизнес может приносить деньги, если делать всё правильно, скажут многие. Тогда почему 80% бизнесов закрываются в первые 3 года, возражают некоторые? Именно такой внутренний диалог произошёл у меня в голове после прочтения поста.
Личный опыт
Занимаюсь бизнесом автозапчастей уже почти 13 лет. Осознанно — не более 8-ми. А 5 лет что делал? Большую часть времени, как сейчас я это стал понимать, я усваивал тему ограничивающего фактора, так называемой «бочки Либиха». Согласно которой, сколько бочку не наполняй, вода будет выливаться через доску с наименьшей высотой. А в моём случае эта самая доска вообще могла отсутствовать!
В моём бизнесе всегда какой-то из факторов существенно отклонялся от нормы и в определённый момент времени являлся наиболее значимым и даже критическим для выживания организма. Но организм жил и живёт до сих пор. В этом месте я понял, чем меня зацепила публикация известного предпринимателя.
Люди полёта Оскара Хартмана не начнут создавать бизнес, не получив твёрдые математические значения при оценке «нужных» параметров. Люди же полёта Олега Тыщенко, предпринимателя из глубинки, непременно создадут бизнес и докажут его состоятельность, а уже потом обратятся к оценке и оцифровке начатого. Парадокс? Непременно!
Ограничивающие факторы в бизнесе
Та самая «бочка Либиха» присутствует, наверное, в каждом бизнесе. Важно вовремя разглядеть слабые дощечки и их заменить или усилить. Вот, на мой взгляд, те самые лимитирующие факторы, худые дощечки, которые часто игнорируют начинающие предприниматели (и опытные тоже):
- Путаница между прибылью и деньгами. Предприниматели ограничиваются только прибылью и не отслеживают денежные потоки, не держат запасы на 2–3 месяца расходов и «забывают» работать с дебиторской задолженностью.
- Неверный расчёт себестоимости. В себестоимость продукта у молодых компаний включена только закупка товара или сырья. Руководители забывают про аренду, логистику, налоги, оплату труда, маркетинг и другие расходы, которые формируют продукт.
- Игнорирование налоговой нагрузки. Часто бизнес запускают без понимания, какие налоги придётся платить. В итоге в конце квартала обнаруживается, что нужно отдать сумму, которой нет.
- Быстрый рост операционных расходов. Как только бизнес получает первые прибыли, начинаются траты на дорогой офис, ненужный персонал, машину для руководства. В итоге расходы быстро превышают доходы.
- Отсутствие финансового планирования. Порой молодой бизнес живёт «от сделки до сделки», без чёткого понимания, сколько денег понадобится через месяц, три или год.
- Сложности с привлечением клиентов. Раскрутить продукт и заявить о себе требует времени и усилий, иногда даже не одного года.
- Конкуренция. Большинство рынков пресыщены конкурентами, и предпринимателю сложно выделиться среди устоявшихся компаний.
- Экономия денег на рекламе. У многих предпринимателей статья «рекламные расходы» сопоставима по сумме с расходами на электричество.
- Внешние кризисы. Санкции, пандемия, инфляция — факторы, которые не предугадать.
Заключение
Чаще всего правильно выбранная бизнес-модель, рынок и ниша, даже интуитивно, просто тащит вас вперёд, несмотря на пробоины в вашей бочке. Но расслабляться здесь всё-таки не нужно. В моём случае дефицит знаний тормозил развитие компании на те самые примерно 5–6 лет.
Сейчас мы масштабируем по франчайзингу. Бизнес-модель показала устойчивый рост в пандемию, санкции, инфляцию — в общем, во все те обстоятельства, которые в нашей стране знает даже ребёнок.
И конечно же, наши партнеры будут начинать свой собственный бизнес, с нашим 13-летним опытом. Да, он был разным. И те года, когда я был наименее активным - это тоже опыт!
Закончу рассуждения, словами Оскара Хартманна. “Есть бизнесы с гениальным продуктом, крутой упаковкой, сильной командой, но нулевой моделью. Их никто не помнит. Хочешь построить что-то большое — начни с бизнес-модели.”