На каком маркетплейсе лучше продавать новичку?

Привет, коллега!Меня зовут Елизавета, я продаю зоотовары на Wildberries и Ozon уже почти 3 года и в этой статье хочу поделиться личным опытом и рассказать как начинающему предпринимателю выбрать маркетплейс для продажи своего товара: с чего начать, на что обращать внимание, какие есть особенности у разных маркетплейсов и как выбор площадки влияет на продажи. Почему выбор площадки нельзя пускать на самотёк? Когда я начинала, выбор площадки казался второстепенным и я, как и многие селлеры, выбрала Wildberries просто потому что он был на слуху и являлся самым большим маркетплейсов, как минимум, одним из точно. И стоит отметить, что мне повезло и я действительно нашла свою целевую аудиторию на этой площадке и смогла начать делать продажи. Однако практика моих знакомых показала, что маркетплейс — это не просто витрина, это инфраструктура, правила, комиссии, логистика и конкуренция, которые могут вам помочь как заработать деньги, так и потерять их.Критерии выбора площадки: на что смотреть новичку?

На каком маркетплейсе лучше продавать новичку?

При выборе площадки я рекомендую обращать внимание не только на очевидные преимущества, но и на скрытые «подводные камни». Вот основные критерии, на которые важно обратить внимание: Востребованность товара на площадкеПрежде чем остановить свой выбор на том или ином маркетплейсе необходимо проверить:

  • Есть ли на площадке ваша целевая аудитория Когда вы выбираете площадку для запуска товара первое, что важно понимать — кто ваша целевая аудитория: сколько им лет, какого они пола, чем интересуются и где чаще всего делают покупки. Без понимания своей ЦА любая стратегия продвижения будет «вслепую». Если вы только начинаете и у вас еще нет клиентов, вы можете проанализировать аудиторию своих прямых конкурентов, которые продают товары подобные вашему, например, изучив отзывы. Также важно понимать поведение покупателей на самих марктеплейсах, например, по статистике за детскими товарами люди чаще заходят на Wildberries, а за книгами на Ozon.
  • СпросПеред тем как выбрать маркетплейс убедитесь, что ваш товар на площадке будет востребован. Вы можете найти эту информация прям на самой площадке или воспользовавшись сторонними сервисами аналитики, например MPSTATS.

сервисы подскажет:

  • потенциал ниши и товара;
  • на каком маркетплейсе выше спрос на аналогичный продукт;
  • и как идут дела у конкурентов — сколько у них заказов, отзывов, какая динамика продаж.

КонкуренцияОсобенно в начале пути, когда вы только выходите на площадку, важно правильно оценить свою конкурентоспособность и выбрать площадку с наименьшей конкурентностью, для этого оцените:

Насыщенность ниши

Введите ключевые слова в поиск на Wildberries или Ozon. Если по запросу 500+ карточек, ниша насыщена. Посмотрите, кто занимает топ: частные продавцы, бренды или маркетплейс. Чем выше доля крупных игроков, тем выше конкуренция.

Выручку других продавцов в нише

Если основную выручку генерируют 5-10 продавцов — ниша высококонкурентная.

Карточки товаров

Проанализируйте карточки конкурентов, обратите внимание на: качество фото и описаний, использование SEO-ключей, количество и формат отзывов (фото/ видео, реальные или заказные).

Слабые карточки — ваш шанс занять место в выдаче за счет более качественного контента.

Бренды

Если в нише активно представлены производители, узнаваемые бренды или товары самого маркетплейса, входной порог и конкуренция выше.

  • Запрещенные товары

Важно убедиться, что маркетплейс разрешает торговать вашей категорией товаров на своей площадке.

Разумеется, под запретом всегда остаются товары, запрещенные законом — алкоголь, оружие, взрывчатые вещества или продукция с нарушением норм безопасности. Но помимо этого, у самого маркетплейса могут быть дополнительные внутренние ограничения.Например, одни площадки не принимают косметику без сертификатов, другие — товары определенных брендов или категорий (медицинские изделия, БАДы, технику). Поэтому, прежде чем загружать карточку товара, обязательно изучите правила выбранной площадки.

Условия маркетплейса

У каждого маркетплейса своя политика и условия для селлеров и прежде чем остановить свой выбор на той или иной площадке важно внимательно изучить все правила маркетплейса. На что следует обращать внимание?

  • Комиссии и другие расходы

Каждый продавец на маркетплейсе должен учитывать базовые расходы, которые неизбежно влияют на итоговую прибыль. К основным затратам относятся:

  • Комиссия площадки за каждую продажу;
  • Хранение товара на складе маркетплейса;
  • Логистика — доставка до склада и к покупателю;
  • Возвраты и невыкупы, которые ложатся на продавца;
  • Продвижение и реклама товаров внутри площадки.

При этом условия на разных маркетплейсах могут значительно отличаться. Например, на Wildberries при регистрации нового магазина нужно оплатить взнос в размере 10 000 рублей.

Поэтому перед стартом продаж стоит внимательно рассчитать юнит-экономику, чтобы понимать, что останется «на руках» после вычета всех расходов.

  • Бонусы и акции Многие маркетплейсы стараются помочь новичкам быстро войти в работу и предлагают различные бонусы и программы поддержки. Например, Ozon предоставляет новым продавцам персонального менеджера и дарит 5000 бонусов на рекламу — этого хватает примерно на 70 000 показов карточек товаров. Эти бонусы можно использовать для продвижения товаров в поиске, каталоге и блоке рекомендаций.Поэтому перед запуском продаж на выбранной площадке, обязательно узнайте какие бонусы и акции действуют для новых селлеров.
  • Дополнительные сервисы и услугиСейчас маркетплейсы активно соревнуются за внимание продавцов и стараются сделать работу на своих площадках максимально удобной. Они добавляют новые инструменты — от встроенной аналитики по продажам до систем внутреннего продвижения. Благодаря этому продавцам проще управлять продвижением и анализировать эффективность прямо внутри платформы.

Логистика При выборе маркетплейса важно понимать, где находится его складская сеть и насколько удобно будет доставлять туда ваши товары. Также стоит учитывать, как покупателям проще получать заказы. Всё это зависит от логистической схемы площадки и того, по какой модели вы планируете работать.

  • Модель сотрудничества

Маркетплейсы работают по двум основным схемам: FBO и FBS

FBO (Fulfillment by Operator) — вы заранее отправляете товар на склад площадки, а маркетплейс сам занимается хранением, обработкой и доставкой.

FBS (Fulfillment by Seller) — товар хранится у вас и вы самостоятельно отслеживаете поступление заказов, упаковывает их и передает в службу доставки маркетплейса.

Существуют и менее популярные схемы — DBS и экспресс-доставка. Более подробную информацию вы найдете на сайте маркетплейса.

Для новичков наиболее оптимальная модель — FBS, так как количество заказов на старте небольшое и вы можете самостоятельно обрабатывать входящий поток, а комиссия будет значительно ниже, чем у FBO.

  • ПВЗПо статистике, если покупатель не находит поблизости пункт выдачи маркетплейса, он выберет другую площадку. Поэтому при выборе площадки также учитывайте наличие пунктов выдачи и их количество в необходимом вам регионе.

Если вы собираетесь продавать товары по всей России или выходить на рынок стран СНГ, стоит выбирать маркетплейсы с развитой логистикой и обширной сетью пунктов выдачи заказов — например, Wildberries или Ozon. А если ваша цель — работа в пределах одного региона, рекомендую заранее изучить, какие площадки имеют там больше ПВЗ и насколько удобно клиентам будет получать ваши заказы.

Также помимо логистики непосредственно с самим маркетплейсом важно заранее спланировать поставки товара из Китая, чтобы карточка вашего товара не попала в out of stock, что может иметь особенно тяжелые последствия на старте продаж. Лично я в какой-то момент приняла для себя решение, что мне будет реально легче работать через перевозчика, а не напрямую с поставщиком. И уже больше года я сотрудничаю с компанией CN Bridge. Они помогли оптимизировать поставки и взяли на себя всю работу связанную с выкупом, проверкой, упаковкой товара, оформлением экспортных документов (сертификатов, деклараций и т.д.), ну и собственно транспортировку груза в Россию. А еще у ребят есть классная статья о том как предотвратить задержку груза на таможне и грамотно спланировать поставки. В общем, хотелось бы конечно, чтобы это была реклама, но нет, рекомендация от чистого сердца. Потому что я знаю как сложно найти надежных посредников, особенно, когда на рынке орудуют множетсво мошенников и не знаешь кому можно верить, а кому нет. Всем желаю отличных продаж!

Начать дискуссию