Как мы стали делать качественный мерч в России.
Автор: Вадим Стариков – основатель компании Моспошив.
Опыт с 2012 года в швейном бизнесе, несколько успешных брендов (Herbie, HRB) и 8 лет построения компании Моспошив, позволяют поделиться опытом. Тема поста не только для привлечения внимания, но и является действительностью. Забегая наперед, стоит сразу определить, что речь пойдет о качественной одежде. Меня всю жизнь привлекало качество продукта, всеобъемлюще, любого рода происхождения, будь это элемент мебели или автомобиль, любой предмет для меня должен быть красивым и первое что я должен подумать о нем "я хочу это". Когда я стал заниматься производством одежды, для меня это был фундамент, буду делать качественно или никак. Даже сейчас я могу забраковать партию футболок 1000 шт. просто потому тактильно не понравилась партия ткани, хотя покупатель даже не понял бы, что не так с этой вещью.
Сегодня если ты не блогер, то значит занимаешься одеждой.
Сегодня если ты не блогер, то значит занимаешься одеждой. Маркетплейсы серьезно продвинули индустрию, но и породили огромный пласт лояльной аудитории, которая совершает импульсивные покупки без надобности, которых привлекает "замечательная" картинка c инфографикой и низкими ценами.
Коротко расскажу что скрывается за всей этой одеждой с маркетплейсов:
1. Максимально дешевые ткани. Покупают стоки, не смотрят на качество, характеристики, не тестируют ткани перед запуском партий.
2. Ищут самый дешевый пошив. Это провал в качестве, нет контроля, нет ОТК.
3. Низкие цены. Большинство селлеров изначально обречены на провал и банкрот. Поясню доступно по примеру худи по низу рынка. Селлер шьет сам толстовку с капюшоном, выставляет цену 2000 руб, далее скидка от маркетплейса, допустим 15%, ее покупают за 1700 руб., себестоимость такой худи из самой дешевой ткани и самым простым пошивом "без заморочек" - 1000 руб с упаковкой, по ценам и курсу на 2025 год, даже если они привезут ее из средней Азии. Сюда не учитываем расходы на логистику до складов, зарплаты менеджеров, кладовщиков и остальных сотрудников. Далее комиссия + логистика + хранение маркетплейса 30% от цены со скидкой 1700 - 30% = 1190 руб. Тут уже становится интересно. Бедный селлер и тут доволен, прибыль есть, работаем дальше. Подходит отчетный период и будь добр, плати налоги! Это еще минимум 71 руб с каждой худи (ип 6% усн). Остается 119 руб, а еще и зарплаты вместе с арендой на подходе. В итоге мы приходим приблизительно к плотному нулю. А если компания с НДС 20%, то оплата аренды и зарплатного фонда вынудит кредитоваться и кредитоваться не для развития, а для выживания. Такая занимательная экономика.
Вывод один, такие производители никогда не смогут развиваться, улучшать свой продукт и повышать уровень сервиса.
Проблема рынка мерча
Если гуглить запрос "футболки оптом", 90% сайтов это динозавры из 2007 года, которые не то чтобы не утрудились за 18 лет поменять дизайн сайта, сфотографировать красиво свою продукцию, пусть даже она стоит 350 руб, они даже не поняли, что сегодня их клиенты не хотят носить мерч такого качества и что еще лет 10 назад нужно было добавить в ассортимент более качественный продукт.
Какой путь выбрали мы? Максимальный фокус на плотной дорогой ткани, которую разработали под себя совместно с производителем полотен, со своей выкрашенной цветовой палитрой, жесткая отбраковка готовых изделий, качество пошива на уровне мидл+ сегмента. Определили портрет своего клиента: бренды одежды, рестораны, типографии, творческие коллективы а также розничные покупатели, ценители нашей одежды. Построили новое производство, обустроили склад, создали комфортные условия для команды. Сделали понятный, красивый и быстрый сайт, на котором указано актуальное наличие товаров на складе. Начали отгружать заказы за 1 день а также запустили свою печать на одежде по технологии DTF.
За 1 год работы, когда мы решили полностью перестроить подход к работе, Моспошив стала новой компанией, за которой приятно наблюдать самому. Каждый день команда задействована в каком-то деле, которое улучшает нашу работу и качество сервиса. Мы начали получать позитивную обратную связь от клиентов. Подводя к итогу, сейчас у нас самый большой склад футболок и толстовок в России, более 2000 кв.м, в качественном сегменте одежды.