«Автопром в России: кому выгодно, чтобы мы ездили на ведрах?»
Каждый день на дорогах России мы видим одно и то же: «Нивы», «буханки», «Лады», а среди всего этого — китайские автомобили, которых становится всё больше. Почему это происходит? И кому на самом деле выгодно, чтобы наш автопром стоял на месте, а мы ездили на «ведрах»?
📉 Цифры, которые режут глаза
- В 2024 году в России выпущено 983 тыс. автомобилей — это всего 1% мирового производства.
- Продажи новых легковых машин составили 1,57 млн единиц, что в 6 раз меньше Индии, на 30% меньше Канады и даже Таиланд нас обогнал.
- На 1000 жителей приходится всего 11 новых авто. Для сравнения: в США — 46, в Японии — 34, в Китае — 18.
Да, мы проигрываем всем богатым рынкам и странам с развитым автопромом. Но мы всё ещё обгоняем Мексику, Иран и Таиланд. И тут возникает вопрос: если покупательная способность ограничена, почему машины у нас всё равно стоят дороже, чем должны?
🏛 Государство и автопром: «поддержка» или имитация?
Есть финансирование новых моделей, повышен утильсбор на импорт, запущены льготные кредиты вроде «Семейного автомобиля». Но эффект — ноль. Автопром топчется на месте, а на дорогах продолжают доминировать китайские марки.
Логика проста: производить дорого и мало — выгодно не нам, а тем, кто поставляет комплектующие, держит рынки и контролирует импорт.
🚗 Почему мы ездили на «ведрах»
- Массовый народный автомобиль у нас редкость;
- Дешёвые и массовые модели выпускают неохотно;
- АКПП — роскошь, а маленькая Нива выглядит, как игрушка на серьёзных дорогах;
- Китайцы захватывают нишу доступных и практичных автомобилей.
Реальный вывод: рынок устроен так, чтобы мы не получали качественный массовый продукт, и пока мы гоняем на старых моделях, кто-то зарабатывает на комплектующих и на чужих машинах.
Есть ли шанс вернуть российскому автопрому массовость и реальный смысл?
- Делать дешёвые, народные машины для большинства?
- Пытаться тягаться с BMW и Toyota, тратя бюджеты на нишевые проекты?
Или нам просто выгодно ездить на «ведрах», пока кто-то другой делает деньги на каждом километре?
Что реально может воскресить российский автопром? Или мы обречены наблюдать за чужими машинами на своих улицах?