Медленные и тихие путешествия – главный тренд? Наши данные говорят иначе

Медленные и тихие путешествия – главный тренд? Наши данные говорят иначе

Все глянцевые travel-порталы в один голос называют главными трендами 2025 года slow и silent travelling. Мы, команда GeoCult, в целом согласны с этой философией. Но наши данные по реальным клиентам ставят под сомнение эти выводы. Кто на самом деле формирует спрос на медленный отдых, и почему российский крупный бизнес и топ-менеджеры часто выбирают противоположный формат? Разбираемся в цифрах и кейсах.

Что такое медленный туризм, и почему он не для всех?

Если поискать в Интернете основные тренды в путешествиях, то два из них всегда повторяются на всех языках: медленный туризм (slow travelling) и тихий туризм (silent travelling). Это полностью совпадает с главной философией и эстетикой путешествий и отдыха, которые исповедую, в частности, я. Однако можно лишь частично подтвердить рост популярности этих трендов небольшим исследованием, которое мы провели и регулярно дополняем с помощью наших клиентов и постоянно растущей команды тревел-дизайнеров.

Давайте прежде всего определимся, что такое «медленные путешествия», очень кратко, потому что про это действительно много и часто сейчас пишут.

Итак, slow travelling – это когда турист (путешественник) не стремится за две недели отпуска объять необъятное и побывать в как можно большем количестве городов и стран. Лично я очень хорошо помню незабываемые предложения турфирм проехать на автобусе за пять дней семь европейских городов! Или я также вспоминаю своих более самостоятельных друзей, которые на машине стартовали из Санкт-Петербурга и за 5 дней доезжали до квартиры в Черногории, гордо рапортуя, что по дороге побывали в пяти новых странах и отметили это в приложении “Been”. Но самыми интересными их рассказами были не истории из путешествий, а шутки про то, что они не смогли вспомнить по фотографиям, что за город или страна!

Так вот медленные путешествия – это полная противоположность описанному выше. Это когда вы предпочитаете поселиться в одном городе или городке, снять там квартиру или дом и просто побыть там, пожить жизнью местных, иметь возможность осмотреться, спокойно посидеть в кафешках, пообщаться с народом в барах, а выезжать в другие ближние места из своей квартиры, каждый вечер возвращаясь «домой». Исповедующие философию медленных путешествий утверждают, что только при таком формате можно говорить, что не просто побывал, а увидел и познакомился с городом или страной. И я с ними полностью согласна!

Но в самом начале я написала, что наша философия лишь частично совпадает с нашими клиентами, особенно если речь идет про путешественников из числа топ-менеджеров крупных корпораций. По результатам опроса, который мы регулярно проводим среди наших заказчиков, приблизительно 37% (цифра постоянно меняется) отрицают для себя возможность медленных путешествий, потому что они располагают всего лишь 10-12 днями отпуска раз в полгода и, отправляясь в одиночку или с семьей в индивидуальное путешествие, хотели бы успеть «посмотреть все по максимуму». Таким образом, я предполагаю, что остальные 63% – это неофисные сотрудники, не привязанные к четким срокам отпуска, работающие на дистансе, фрилансеры либо имеющие собственный бизнес, позволяющий им долго и свободно путешествовать

Почему путешественники отказываются от slow travelling?
Почему путешественники отказываются от slow travelling?

Тихий туризм: кому на самом деле нужна тишина?

Еще одним трендом в туризме, названным основной тенденцией 2025 года, являются тихие путешествия (silent travel). Авторы многочисленных публикаций на эту тему утверждают, что именно такой вид туризма исповедуют крупные бизнесмены, менеджеры высшего и среднего звена корпораций, в целом те, кто большую часть времени находится в постоянном стрессе и цейтноте.

В основе подхода лежат осознанность и простота путешествия вдали от шумных туристических центров и мест скопления людей. И снова мы с командой готовы поспорить с этим утверждением!

На наш взгляд, здесь необходимо говорить не столько о виде деятельности сторонников тихих путешествий, сколько об их возрасте. Опять же по нашим наблюдениям, постоянно стрессующие на работе офисные сотрудники и бизнесмены примерно до 35-38 лет склонны к более активным путешествиям, иногда к приключенческому или спортивному индивидуальному туризму, к семейным путешествиям и отдыху на море. Запросы на тихие путешествия вдали от всех и от всего характерны для туристов более старшего возраста, для тех, кто хотел бы сочетать работу с путешествиями (иметь время спокойно сесть за очередную статью, презентацию, книгу и пр.) или для пар, мечтающих в путешествии как можно больше времени проводить наедине друг с другом. Если говорить про цифры, то примерно 7% запросов у наших тревел-дизайнеров приходятся на тихие путешествия. Поэтому никак не могу назвать это одним из основных трендов в нашем случае

Доля запросов на silent travelling среди тревел-дизайнеров
Доля запросов на silent travelling среди тревел-дизайнеров

А что по-настоящему в тренде? 100% наших тревел-дизайнеров подтверждает

А вот следующую двойку трендов: самостоятельные путешествия и путешествия в малоизвестные местаподтверждают 100% наших тревел-дизайнеров! Это действительно активно набирающая обороты тенденция в русскоговорящем сегменте путешественников.

Тренд 1: Самостоятельные путешествия (но с поддержкой).

Про самостоятельные путешествия, думаю, ничего нового я не добавлю. Действительно, все больше туристов в премиум и в средне-ценовом сегменте смотрят в сторону самостоятельных поездок без пакетных туров, иногда обращаясь за помощью к тревел-консьержам для поиска хороших предложений по отелям и виллам.

Тренд 2: Малоизвестные направления – новый элитный туризм.

А вот что касается малоизвестных направлений, тут действительно есть что сказать! В интервью с нашими заказчиками, на которое я уже ссылалась в первой статье (смотрите в профиле), очень многие респонденты, особенно мужчины, отмечали интерес к действительно редким направлениям:

  • Если Африка, то никак не ЮАР и Кения, а скорее Уганда, Руанда, Ботсвана.
  • Если Юго-Восточная Азия, то Камбоджа (если что, совсем недавно на полном серьезе считалось, что это крайне опасная для жизни страна).
  • В Бразилии очень много запросов на Сальвадор, штат Баия, вместо Рио.
  • В России набирают популярность Калмыкия, Чукотка, Якутия.

Естественно, стоимость таких путешествий в малоизвестные места значительно превышает бюджет более раскрученных направлений. Просто потому, что дорога в экзотические направления зачастую требует нескольких стыковок, обязательно нужны гиды-проводники или хотя бы администрирование на маршруте, а жилье представлено в таких местах, как правило, либо премиум сегментом (что всегда дорого), либо самым низким ценовым сегментом (что не всегда приемлемо для данной категории путешественников).

Тренд 3: Винно-гастрономический туризм – тренд, где важны детали.

Не могу не упомянуть еще один очевидный тренд в путешествиях – винно-гастрономический туризм. Познание региона или страны через ее кухню и вина несколько лет входит в топ предпочтений самостоятельных туристов.

Наш тревел-дизайнер маршрутов по винодельням Краснодарского края отмечает стремительный рост запросов на маршруты по небольшим семейным винодельням. Автор гастрономических и винных маршрутов по Крыму также настаивает на том, что путешественники среднего и премиум сегментов предпочитают небольшие винодельни, локальные интересные рестораны и кафе с местными продуктами и понятными лаконичными меню.

Недавно мы сделали под заказ индивидуальный маршрут по Дороге сидра в Нормандии. И там повторилась та же тенденция – запрос на дегустации в небольших семейных производствах сидра.

Таким образом, я могу смело утверждать, что индивидуальный винно-гастрономический туризм в определенном ценовом сегменте предъявляет следующие требования к разработчику маршрута:

  • Небольшие семейные локации;
  • Использование личных контактов местного тревел-дизайнера для доступа непосредственно к владельцам производства;
  • Локальные рестораны, использующие местные сезонные продукты и работающие с лаконичным понятным меню.
Тренды путешествий среди русскоговорящих туристов
Тренды путешествий среди русскоговорящих туристов

А что в эконом-сегменте?

А как обстоят дела в эконом-сегменте? По-прежнему ли там предпочитают пакетные туры, будучи уверенными, что индивидуально путешествовать значительно дороже? Очень подробно я отвечу на этот вопрос в следующий раз, потому что именно в данный момент мы заканчиваем исследование на эту тему!

2
Начать дискуссию