О принципах, которых придерживаюсь в преподавании
Метод самоограничения – «помогает следовать хорошим привычкам до того, как ты становишься жертвой искушения. Этот метод увеличивает вероятность того, что вы предпримите правильные действия в будущем, так как в настоящем вам становится сложнее следовать плохим привычкам» (Джеймс Клир «Атомные привычки»). Смысл заключается в следующем. Вы загораетесь и решаете изучать английский. Вам представляются уже картинки из будущего, как вы сами заказываете/договариваетесь/решаете вопросы/общаетесь с партнерами. Такая эйфория продлится недолго. Ситуация резко ухудшится, когда надо будет из раза в раз совершать скучные методичные действия по домашней работе, планированию этого времени в графике, регулярно отчитываться (перед собой) как я продвигаюсь. К этому добавьте сопротивление мозга всему новому и соблазн «сделать потом» (читай, никогда). Вот в эти моменты захочется все бросить и передумать. Выход – оплачивать месяц. Деньги – это отличный стимул продолжать, доработать «до конца абонемента», поторговаться с собой.
Правило 2 минут каждый день. Мы думаем, что ради одной страницы или минуты медитации или одного звонка глупо напрягаться. Но смысл здесь не в том, чтобы сделать что-то, а в том, чтобы привить себе привычку начинать. Невозможно сразу начать делать идеально. Если не получается хотя бы начать, то не получится потом улучшать привычку, что-то с ней делать. Когда я доношу ценность привычки заниматься языком по 2 минуты, но каждый день, мало кто воспринимает это всерьез. Поэтому я просто прошу довериться мне как эксперту и следовать совету. Таким простым действием мы начинаем формировать навык, мы как бы закладываем его в своей день и свое расписание. Когда вы привыкаете, вы начинаете добавлять время и приходите к нужным 20-30 минутам. Но не через боль, а через опыт.
Обучение – это путь из точки А в точку Б. Пример: вам нужно подготовиться к экзамену – у вас есть задача, сроки и фокус на результат. Чаще всего мы так определяем мечты/планы, связанные с финансами, приобретениями, карьерой. Но ведь жизнь – она не линейна! Эта мысль поразительна своей простотой. Каждая точка Б – это точка А на следующем уровне/витке вашей жизни. Услышала у Седы Каспаровой и поняла, как много она объясняет: именно поэтому у людей наступает разочарование от достижения точки Б – они видят линейно. А в общей картине, достигнув чего-то, мы переходим выше, на другое измерение, в моменте это выглядит как разочарование (всего достиг, куда дальше), а на полотне жизни – это и есть движение. Какие-то цели теряют свою актуальность, так как вы уже расширили горизонт и смотрите с другой точки, зато другие появляются и создают те самые вызовы, которые движут нами. Пример из English class. Когда мы ставим цель выучить грамматику, изучить лексику по темам, прокачать понимание на слух – это очень узкая цель, она – без горизонта. Когда вы ее достигнете, можно просто себе отметить: «Я выучил/понял/освоил». И вот мой вопрос: а дальше что? Как это поможет вам в пользовании языком, в понимании себя, в путешествиях, общении, сделках и переговорах? Получается, что цель должна быть масштабнее и даже чуть больше ваших желаний и планов. А когда вы к ней придете, вы обнаружите себя на новом уровне, с новым пониманием себя и мира, захотите двигаться дальше, необязательно в плане языка. Поэтому цель должна соотноситься с вами, с вашей жизнью, с вашим развитием.
Изучать general English – это ОК. Здесь меня забросают камнями методисты из тех, кто говорит «изучать язык для себя – это не работает, это не мотивация!». Come on! Это отличная мотивация, как по мне, самая честная и искренняя. Изучение языка для себя – это познание дзена, честно. Человек понял, что ему хочется чего-то большего: иначе смотреть на мир, понимать культуру и поведение других, разбираться в традициях, знать что-то большее, чем London is the capital of Great Britain о Британии. Если ты изучаешь для себя, у тебя есть и свое понимание, что именно учить, для чего тебе это надо, как это потом использовать. Сюда же вопрос о том, а что, если уровень владения языком студента выше, чем преподавателя. Для меня лично – это лучшие мои кейсы. Помню, у меня была такая группа студентов. Работать с ними – это было идеальной зоной роста. Да, их уровень был выше, но то, что я им предлагала делать на языке вызывало у них восторг. Мы не учили язык – мы познавали мир и себя в этом мире.
Вера в ученика. Здесь можно вспомнить Пигмалиона, который создал статую и так полюбил ее, что она ожила. Вера вдохнула жизнь в камень. Когда в ученика верят, он находит в себе силы, о которых даже не подозревал. Часто происходит так, что чужая уверенность в тебе заставляет тебя поверить в себя. Люди расцветают, когда в них верят. Примеров в моей практике было много: здесь и про цели, и про стратегию, и про новую траекторию, и про познание себя.
Вывод.
Метод самоограничения – создает опору в виде мотивации, когда долгосрочное не работает, а в моменте мозг сопротивляется новому.
Правило 2 минут каждый день – регулярность помогает не просто внедрить, а создать привычку.
Обучение – это нелинейный путь, это переход на новые уровни. Важна не цель, а результат в пути.
Изучать general English – это отличная цель, хоть и обесцененная многими методистами. Эта цель взрослого человека, который понимает, что ему нужно и берет за это ответственность.
Вера учителя/ментора в ученика часто является той самой опорой, которая помогает не сдаваться и двигаться, когда сил уже совсем нет.
Такой подход – это не про преподавание, это про коучинг с проводником, терапевтом уверенности. Мои принципы — это антидот к перегрузке, прокрастинации, страху и неясным целям. Добро пожаловать!
#атомныепривычки
#мотивация
#изучениеязыков
#психологияобучения
#привычки
#саморазвитие
#коучинг
#обучение
#правило2минут
#методсамоограничения
#прокрастинация
#веравученика
#generalenglish
#личностныйрост
#нелинейныйпуть