С чем столкнулся и что предстоит?
«Нормально делать» не значит «нормально будет».
Когда я задумывал чат-бот «ЮрОК», я обращался к нейросетям с вопросом о том, как они оценивают эту идею с позиции сильных мира сего. Мой бизнес-проект «оценивали» Джефф Безос, Стив Джобс, Михаил Фридман, Герман Греф и, возможно, кто-то еще, уже не помню. В целом, проект оценивался перспективным и обнадеживающим. Были какие-то нюансы, необходимые для принятия решений об инвестировании, но инвестиции мне не требовались (я тратил свои деньги), поэтому я не обращал внимание на то, что могло меня остановить. Я действовал по принципу «получается-делай». Считаю, что, если бы этому не должно было случиться, я бы бросил еще где-то на стадии идеи. А тут все как-то само собой живенько получалось. И ведь итог - мне нравится, и я сам пользуюсь. Объективно.
Я шел наобум, с уверенностью, что, если ты делаешь что-то хорошее и качественное, ценители обязательно найдутся. Страна то у нас большая. Но, так это не работает, оказывается. Продвигать телеграм-бот – это отдельный вид искусства и, как я понял, здесь нет одного какого-то рецепта счастья, здесь есть путь проб и ошибок, случайных инсайтов, нужных людей и херабайты информации.
На днях у Надежды Стрелец был пост о том, как Бэнкси провел социальный эксперимент и доказал, что без имени мы никто. В 2013 году в центральном парке Нью-Йорка стоял старик с лотком с картинами, на котором было написано, что это оригинальные картины Бэнкси по 60 долларов за штуку. За весь день он продал всего нексолько картин, т.к. ему попросту никто не верил, и то со скидкой. А на следующий день Бэнкси выложил пост, что это были его картины. Интернет взорвался. Картины художника оцениваются в миллионы долларов. Люди, которые вчера прошли мимо, на следующий день готовы были отдать за них все. Что изменилось? Картины — те же. Цена — та же. Локация — та же. Изменилась только одна вещь. Появилось имя. История. Доверие. Ценность создает не продукт. Ценность создает контекст. Так работает и маркетинг, и личный бренд. Если у тебя не покупают — скорее всего, ты просто невидимка. Что с этим делать? Научиться, как утверждает автор, рассказывать истории. Не о продукте, а о себе, своей миссии, борьбе, смысле. Это и есть капли, которые точат камень доверия. А, ведь, правда, так оно и работает, получается.
В тот же день я набрался наглости, думаю, напишу ка я умному человеку, кто точно в теме - управляющему партнёру Runetlex, IT-юристу, энтузиасту нейросетей и понятных договоров Павлу Мищенко. Не то, чтобы мы знакомы, совсем даже нет. Просто, в последнее время, соприкасаясь с Legal Tech & Legal Design так или иначе фамилия и имя этого человека мне попадались чаще всех. Кроме того, в его телеграм-канале Ilovedocs я прочитал, что он открыт к общению и рано или поздно ответит всем стучащимся. И так как с недавних пор, я перестал долго думать над решениями, стараясь действовать не от ума, а от чего-то более глубокого, я скинул ему ссылку на бот, объяснил причины обращения и попросил человеческого совета. Чего не хватает, на что обратить внимание? ЧИТАЙ, КАК ПОВЫСИТЬ ПРОДАЖИ?)). Павел неожиданно ответил быстрее многих моих друзей. С позиции личного опыта он сформулировал целый список вопросов, на которые мне нужно было бы ответить еще в самом начале пути. Список вопросов, которые бы задал маркетолог, получивший задание продвинуть продукт, и на которые я сам себе не ответил, точнее, не на все. И да, на эти вопросы нужно искать ответы, и я бы вовсе не хотел их касаться, ведь я верю, что и так найду свою аудиторию. Но мудрость следующих его слов уже не вызывала у меня ни капли сопротивления. Он посоветовал мне из позиции юриста, который привык работать качественно и знает, что «нормально делай – нормально будет» перейти в позицию предпринимателя. Спасибо ему.
Получается, что впереди меня ждет еще много всего интересного. Например, придется учиться рассказывать истории, иначе не будет контекста и твои картины никто не купит. Про живопись у меня тоже есть история, как-нибудь расскажу. А как вы думаете, везде должен быть холодный расчет (понимание «болей» и т.д.) или вера и энтузиазм тоже важны?