Стоит ли участвовать в IPO Группы "Базис"?

Стоит ли участвовать в IPO Группы "Базис"?

Короткий ответ: нет (не индивидуальная инвестиционная рекомендация).

На самом деле даже поверхностного изучения информации о Группе "Базис" достаточно, чтобы ответить на вопрос из заголовка. И дело не в том, что у компании есть какие-то операционные проблемы или её менеджмент плохо справляется со своими задачами. Вовсе нет. Из открытых источников нам известно, что "Базис" - это крупнейший российский разработчик ПО для управления динамической ИТ-инфраструктурой, который недавно вышел на рынок Бразилии. Посредственная компания вряд ли бы справилась с подобными задачами.

Дело в российской IT-индустрии. Есть у неё какие-то особенности, "благодаря" которым все 4 IT-компании, вышедшие на IPO на Московской Бирже за последние 3 года провалились. Из них только 2 показали рост в первый месяц торгов и все 4 в настоящий момент торгуются ниже цены первичного размещения.

С чем связан рост стоимости IT-гигантов?

IT - это очень специфичный бизнес, который обладает рядом отличительных черт. В первую очередь, IT-продукты обладают наивысшим уровнем переработки изначального сырья и, соответственно, наивысшим уровнем добавленной стоимости.

Перевожу на русский язык: чтобы продавать бананы, нужно сорвать их и отвезти на рынок. Чтобы продавать сталь, нужно добыть руду, очистить её и переплавить. Но чтобы создать IT-продукт должны совпасть сотни иных условий.

Для сборки одного компьютера необходимо иметь промышленность полупроводников, печатных плат, дисплеев, жестких дисков, электронных комплектующих, блоков питания и др., которые, в свою очередь, занимаются переработкой материалов (кремния, меди, редкоземельных металлов, пластика, полимеров, золота, серебра, палладия, лития, кобальта и т.д.), которые необходимо добыть из месторождений, разбросанных по всему земному шару, для чего нужны производства средств доставки, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли. И это только начало, ведь разработка не оканчивается одним ноутбуком.

Во вторую очередь, IT-продукты с легкостью поддаются масштабированию: чтобы продать 10 кг золотой руды, нужно добыть 10 кг золотой руды. Чтобы продать 10 столов, нужно 1 раз разработать чертеж стола и 10 раз произвести его. Но продажа 1, 10 и 100 лицензий на IT-продукт никак не будет отличаться для производственного процесса. Более того, если IT-продукт распространяется по подписке, то, в вакууме, это единожды разработанное ПО может приносить прибыль бесконечно.

И, наконец, IT - это производство с низкими издержками. Чтобы произвести 1 лист прокатной стали потребуется завод и десятки людей, а для производства простенькой нейросети достаточно 1 программиста, 1 ноутбука и 2-ух банок пива.

Именно поэтому на фондовых рынках IT-компании находятся вне конкуренции, а IT-индустрия считается наиболее эффективной из всех. +пузырь ИИ.

Что же не так с российскими IT-компаниями?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо провести краткий исторический экскурс.

Годы расцвета IT-индустрии в западных странах (1980-1990-ые) выпали на период распада СССР. Беловежское соглашение, подписанное в 1991 году, стало результатом многолетнего накопления проблем. В это время железный занавес спал и Россию покинуло множество инженеров, разработчиков и ученых, которые активно вовлекались в процессы создания инноваций на западе.

В период между 1990 и 2000 годами граждане Российской Федерации были заняты чем-то среднем между строительством капитализма и уличным беспределом. Излишне говорить, что "утечка мозгов" лишь усилилась, ведь гораздо лучше заниматься своим делом там, где безопасно правда же? Так тебе ещё и заплатят в разы больше, чем на родине.

В 2000 годы ситуация несколько стабилизировалась и российские политики предприняли меры по интеграции страны в западный мир. За полтора десятилетия Россия смогла импортировать необходимое оборудование и нарастить экспертизу, а в некоторых областях (таких, как финтех, ФНС и государственные услуги) и вовсе выбиться в лидеры. Однако этого времени было недостаточно, чтобы сдвинуть с Олимпа укоренившихся IT-гигантов (Amazon, Apple, Google, Nvidia и др.).

С геополитической точки зрения, даже в странах Азии среда для появления IT-индустрии находилась в несравненно лучшем положении. В одних давно устоялось прозападное руководство (Южная Корея, Япония), в других экономическое развитие оставалось на низком уровне и не представляло угрозы (Китай, Индия). Европа и США самостоятельно передали свои ресурсы и экспертизу странам Азии для создания дешевого "сборочного цеха", что послужило базисом для развития технологий.

На сегодняшний день беспрецедентные санкции Европы и США в очередной раз задрали планку для российского IT-сектора. Так, например, согласно исследованию компании Nodul, стоимость использования российской нейросети GigaChat PRO выше, чем у китайского DeepSeek более чем в 200 раз!

Резюмируем по вопросу: так исторически сложилось, что для российских IT-компаний возможность масштабировать продукт сильно ограничена (в основном, границами СНГ и странами БРИКС), а издержки значительно выше тех, которые обеспечивают кратный рост западных IT-компаний.

В IPO российских компаний не участвуем?

И да, и нет. Всё-таки компания компании рознь. Рассмотрим несколько успешных российских компаний и попробуем выделить общие паттерны успеха:

1. Телеграм. Мессенджер с аудиторией более 800 млн. человек, был запущен братьями Дуровыми ещё в 2013 году в России до эмиграции в 2014 году. Благодаря эмиграции, Телеграм распространился, как первый децентрализованный мессенджер, выбравший "покинуть родную страну, но не передать данные своих пользователей силовикам". Хотя в последнее время Дуров все чаще тепло вспоминает годы в России и российскую аудиторию, сам Telegram давно вышел за пределы страны, а в топ стран по количеству аудитории, кроме России, вошли Индия, Иран и Бразилия.

2. Яндекс. В 2025 году, на волне популярности чат-ботов с искусственным интеллектом, компания разработала мобильное приложение Алиса AI, которое быстро вошло в топ российских приложений. Кроме того, компания внедрила Алиса AI в свой браузер, поисковик и маркетплейс, предлагает B2B сервисы с ИИ, разрабатывает беспилотный транспорт и гуманоидных роботов на базе ИИ, а появление ИИ в "умной колонке" и "умном доме" - вопрос времени.

Яндекс стремится стать одной из первых компаний в мире по развитию ИИ-агентов (следующая стадия развития ИИ по мнению Сэма Альтмана). Однако в последнем финансовом отчете компания показала, что сегмент "Поисковые сервисы и ИИ" (Поиск, Директ, ИИ) находится лишь на втором месте по выручке. Иными словами на данный момент ИИ не приносит выручку на уровне других сервисов.

3. Nebius Group. В 2024 году Yandex N.V. разделилась на две компании - российский Яндекс и нидерландскую Nebius Group, которая осталась за основателем компании Аркадием Воложем. В основном, компания предоставляет мощности для обучения и запуска ИИ-моделей на базе своего финского ЦОДа (забит картами Nvidia). В том же 2024 году, несмотря на персональный санкции, наложенные в 22-ом на Воложа, компания смогла привлечь инвестиции на 700 млн долларов от Nvidia, Accel и Orbis. В марте 2025 года компания вышла на IPO на NASDAQ, в мае получила инвестиции от Джефа Безоса (основателя Amazon). Как итог: менее чем за 2 года стоимость компании выросла в 8 раз и превысила стоимость российского Яндекса, который "не вхож" в мировую тусовку ИИ-компаний.

Возможно, у Яндекса и получится пробиться напролом, но у "Базиса", который продает ПО для управления динамической ИТ-инфраструктурой под российским флагом, кажется, нет шансов.

Больше постов в тг-канале: t.me/klochcoffee

ОСТОРОЖНО: канал содержит мемы!

Начать дискуссию