Тут вам не отель!

Зачем каждая ночлежка в России претендует на звание «отель», и почему это плохо для всех – инвесторов, гостей, отрасли и государства. Разбираемся в терминологии, практике, причинах и последствиях

Что вы представите себе под понятием эко-отель? Полноценный отель в лесу. Остатки советской турбазы. Строительный вагончик на озере. Палаточный лагерь за городом. Отдельную комнату на ферме. И во всем будете правы! Все это сейчас дерзко зовется эко-отелем, и пока не вникнешь во все детали, можно только угадывать, что там за вывеской, диапазон – безграничный.

Кто и зачем ломает и коверкает систему гостеприимства в России? Почему многие участники рынка – собственники, инвесторы, управленцы – поддерживают это искажение реальности и называют отелями все подряд – хостелы, глэмпинги, апартаменты, квартиры посуточно? Ну не просто же из невежества?

Хотя бывает и от непонимания основ тоже. Мы, как гостиничный оператор, сталкиваемся с этим постоянно. Начиная диалог с потенциальным партнером, вникаем в проект, исследуем идею и в массе случаев недоумеваем – а мы вам зачем, для чего здесь гостиничный оператор? И занимаемся просвещением. Давайте бегло по азам и самым распространенным заблуждениям.

Глэмпинги

По сути это – «гламурный кемпинг». Палаточный городок, от англ. camp – лагерь, с добавленными благами цивилизации. Пока наши любители туризма жили в режиме «рюкзак – электричка – лес – костер – палатка – комары», страны с развитой автодорожной сетью и высокой автомобилизацией населения стали двигаться в сторону автокемпингов.

Те, в свою очередь, из платных парковок с возможностью разбить палатку эволюционировали в комплексы с большим числом удобств – автодома в кемпингах получили подключение к воде и электричеству. А для путешествующих в обычных легковушках на территории кемпингов появились мини-домики с кухней и санузлом. Конкуренция прокачала и сервисы, и домики до уровня эмоционального: «Да у вас тут гламурненько!». Примерно так появился термин «глэмпинг».

Тут вам не отель!

Но как палаточный лагерь ни назови: гламурный, буржуазный или лухари кемпинг — он не станет от этого гостиничным бизнесом. В управлении глэмпингом не нужен гостиничный оператор! Здесь это избыточная опция – и по функционалу, и по финансовой нагрузке.

Апарт-отели

Казалось бы, само название подразумевает гостиничную инфраструктуру. Да так и есть! В мировой практике это отель, предназначенный для длительного проживания. Термин «апарт-отель» прижился, в основном, в Европе и Азии, а в Америке их так и называют «отели длительного проживания» (longstay hotels). Апарт-отели обладают главными признаками гостиниц: есть единый главный вход, ресепшен, хозяйственная служба, техническая служба и другие привычные департаменты.

Самое важное отличие от традиционных отелей – наличие мини-кухни в каждом номере для самостоятельного приготовления пищи. И как следствие – в таких отелях может не быть полноценного ресторана, а только помещение для завтрака, магазин формата grab-n-go (возьми с собой) и/или вендоматы с самым необходимым.

Существует еще и гибридный вариант, так называемый отель с апартаментами (англ. Hotel andSuites). В них, как правило, не менее половины номерного фонда составляют обычные гостиничные номера без кухонь. И, конечно, в таких отелях соблюдаются все принципы устройства классических гостиниц.

Тут вам не отель!

Но что произошло в России? У нас апарт-отелем могут назвать любой многоквартирный дом, никак не приспособленный технически, конструктивно, функционально для организации гостиничных услуг. В нашей практике были случаи, когда нас просили взять в управление уже построенный, но еще не оснащенный «апарт-отель». После ознакомления с документацией, мы понимали, что очередной многоквартирник хотят превратить в отель. Логика инвестора тут хитра и примитивна одновременно: построю дом с 20-метровыми квартирками, не пойду в категорию «жилье» с ее дополнительной девелоперской нагрузкой, всё распродам, пообещав «удивительную» годовую доходность на вложенные средства, так еще и буду получать деньги с управляющей компании, втюхав ей свой «отель». Но это не отель! И никогда им не станет! И здесь не нужен гостиничный оператор, потому что нет и не может быть никаких гостиничных услуг и стандартов в типичном многоквартирном доме. Здесь нужна элементарная управляющая компания в сфере ЖКХ – для обслуживания и содержания помещений.

Модульные отели

И снова игра слов в российской интерпретации.

В мировой практике «модульный отель» – это метод строительства отелей с использованием сборных модулей, которые производятся на заводе, а затем транспортируются на строительную площадку для сборки. Обычно на участке возводится первый этаж, где располагают все общественные и служебные зоны отеля, далее на него поэтажно укладывают модули, которые уже являются жилыми комнатами гостиницы - каждый модуль полностью отделан и оснащен на заводе. На строительной площадке остается только соединить все коммуникации здания и поставить мебель, добавить оборудование, не входящее в оснащение номеров. Итог – классический отель, в котором соблюдены все технические требования и стандарты. «Модульный отель» – это не новый вид отеля, это относительно новый метод строительства классического отеля. Его главная ценность – сокращение сроков строительства гостиницы.

Тут вам не отель!

Конечно, гостиничному оператору такие проекты интересны. И мы готовы вести техническое сопровождение проектирования и строительства таких объектов, а в дальнейшем управлять ими или предоставить франшизу. Но в России их нет.

Потому что, угадайте, что произошло? Модульным отелем у нас называют всё, что угодно, только не гостиницу, построенную модульным методом. Как правило, это «модульные» домики, раскиданные по территории. В лучшем случае они грамотно геометрически расположены. И это должно называться турбазой и наполняться соответствующими сервисами и возможностями. Тут не нужны гостиничные стандарты, они не сделают турбазу полноценной и успешной, это совсем другой вид индустрии гостеприимства – с другими задачами, услугами, возможностями и нормами. Здесь не нужен гостиничный оператор!

Хостелы

Это обновленные, иногда даже симпатичные, общежития. Как правило, предлагают постояльцу спальное место в общей с другими гостями комнате.

В потенциал этого формата в нашей стране я никогда не верил и не верю по-прежнему. Слишком сильна историческая память о бараках, казармах и общагах. Да что там общаги – не так давно и в гостиницу к тебе могли подселить соседа без уведомления. Помните же «Мимино»?

Лет пять–десять назад были амбициозные попытки развернуть сети на десятки хостелов, и к нам с такими предложениями обращались. Но сейчас практически ничего от них не осталось.

Я допускаю, что некоторые проекты действительно могут оказаться прибыльными, но не в тех масштабах, где потребуется участие гостиничного оператора.

Квартиры посуточно

Я не стал бы вообще упоминать эту нишу в разговоре об управлении отелями, если бы не еще одно сенсационное ноу-хау отечественной индустрии. «Гостиничные франшизы» для квартир посуточно. Я не шучу, услуга существует. Условная «сеть гостиниц» «Белиберда» предлагает свою франшизу, суть которой в следующем: вы платите вступительный взнос, вас учат делать ремонт в квартире под сдачу в аренду, размещают вашу квартиру на сайте «Белиберды» и получают с вас ежемесячный роялти.

Я всё понимаю, возможно, это вполне бизнес, возможно, даже с какими-то практическими наработками и своими ноу-хау в организации таких процессов. Но зачем называть это сетью гостиниц??? Вводить в заблуждение всех?

Всё имеет право быть, отель – это не хорошо и не плохо, квартира – это не хорошо и не плохо, они просто есть, и это просто разные понятия.

Без злого умысла

Зачем я все это объясняю раз за разом. Мы, как гостиничный оператор, пытаемся правильно и прозрачно выстраивать свои отношения с инвесторами и владельцами отелей. Обсуждаем идею, проводим всесторонний анализ проекта, создаем финансовую модель. И только, если всё совпало, переходим к обсуждению условий возможного сотрудничества.

И призываем всех уважаемых коллег, заходя в отрасль и профессиональное сообщество, осмотреться, разобраться в основах, хотя бы пробежаться по стандартам индустрии. И всем станет лучше – говорить на одном языке, выбирать партнеров, понимать цели. И не искать злого умысла. Да, на фоне туристического бума в стране и действия государственной программы развития туризма, кому-то сильно нужно получить субсидии, льготы и преференции – любой ценой, а кому-то – отдать их доверенным инвесторам за ширмой из красивых слов. Но если при всем понимании терминологии желание назвать землянку отелем не проходит, речь должна идти не только об этических нормах, но и о правовых.

Давайте называть вещи своими именами, уважать законы и стандарты, коллег и гостей, делать свою работу хорошо, грамотно и честно. Без подмены понятий, заимствованной атрибутики и обманутых ожиданий.

2
Начать дискуссию