Как повысить эффективность системы мониторинга транспорта
Мониторинг транспорта позволяет в реальном времени наблюдать за перемещением и техническим состоянием автомобилей. С помощью встроенных датчиков система фиксирует координаты, скоростной режим, расход топлива и множество других параметров. Однако такой функционал даёт слишком общее представление о транспортных процессах, потому что не выполняет задачи диспетчеризации поездок, которые позволяют предприятию значительно сократить издержки. Разбираемся, что нужно для более эффективного мониторинга.
Как устроен спутниковый мониторинг
Для онлайн-мониторинга транспорта нужны спутниковые навигационные системы, например, GPS или GLONASS. Датчики этих систем устанавливают внутри транспорта вместе с приборами, которые отвечают за контроль расхода и уровня топлива (ДРТ, ДУТ).
Спутниковый сигнал обеспечивает определение геолокации, а контроль показателей топлива позволяет оценивать расход за конкретный путь. Полученные данные отправляются на сервер для обработки, а затем поступают пользователю через веб-ресурсы или специальное программное обеспечение.
Разработчики предлагают разные программы мониторинга: Wialon, АвтоГРАФ, Fort Monitor и другие. Все они выполняют похожие задачи:
- определяют геолокацию и трек передвижения
- анализируют пробег и расход ГСМ
- показывают скорость транспортного средства
- оценивают состояние механизмов транспорта.
С помощью таких систем проще выявлять нецелевые поездки, случаи хищения топлива или въезд в запретные зоны предприятий.
Какие ограничения есть в обычных системах мониторинга
Поговорим о том, чего в базовом мониторинге не хватает для полноценного контроля и управления автопарком.
Нет связи между водителем, пассажиром и диспетчером. Такая система – это просто «коробка» под капотом автомобиля. Она не дает возможности принимать заявки, получать задания или оперативно сообщать об экстренных ситуациях, а показывает лишь местоположение и трек передвижения.
Непонятно, чем заняты водители. Перемещения автомобиля видны, но нет конкретики: когда водитель начал работу, куда едет в данный момент, везет пассажира или «пустой». Это мешает определять цели поездок, а значит, полезный и холостой пробег.
Отсутствуют алгоритмы логистики. Система не подбирает альтернативные маршруты, не информирует о нарушениях и не может реагировать на изменения в заявках.
Нельзя управлять заявками. Без автоматизации диспетчеру нужно помнить или вручную фиксировать, чем занят каждый экипаж в конкретный момент времени. В автопарке с десятками или сотнями единиц техники так не получится – если статусы водителей неизвестны, придется звонить каждому и тратить на поиск свободного экипажа слишком много времени.
Как улучшить систему мониторинга транспорта
Базовый мониторинг позволяет контролировать работу, но не помогает её оптимизировать — отсматривать показатели всех приборов, составлять отчеты и анализировать результаты придется вручную. Чтобы повысить эффективность процессов, стоит дополнительно внедрить систему диспетчеризации и управления заявками.
Варианты таких программ представлены на платформе ТМ. Среди них можно подобрать решение под конкретные задачи бизнеса, например, «ТМ:Корпоративные поездки», помогает организовать работу легкового автопарка предприятия, а «ТМ:Спецтехника» упрощает подбор и подачу крупной техники на объекты.
Вот некоторые преимущества решений:
Автоматический сбор заявок и быстрый доступ к свободной технике. С помощью решений можно создавать и принимать заявки на поездки. Система сама найдет свободные автомобили и покажет их статусы на текущий момент: «занят», «свободен» или на «на обеде». Все заявки, статусы и геоданные доступны в едином интерфейсе.
Контроль рабочего времени и предотвращение переработок. Опция управления рабочим графиком рассчитывает продолжительность смены и примерное время на выполнение заявки. Если время на задачу выходит за рамки рабочего дня водителя, система не назначит ему заказ.
Оптимизация маршрутов и реакция на отклонения. Программа учитывает дорожную обстановку, пробки и аварийные ситуации, предлагая оптимальный путь. При отклонении от маршрута предупреждает водителя, диспетчера и службу безопасности. Кроме того, при ЧП на дороге система информирует о возможных задержках, что позволяет быстро пересмотреть план поездки.
Что в итоге
Используя мониторинг транспорта в сочетании с функционалом диспетчеризации, предприятия могут не только контролировать автопарк, но и значительно повысить его эффективность. Это снижает издержки, уменьшает простои и обеспечивает более точное планирование, что особенно важно для организаций с большим пулом техники.