Как повысить эффективность системы мониторинга транспорта

Мониторинг транспорта позволяет в реальном времени наблюдать за перемещением и техническим состоянием автомобилей. С помощью встроенных датчиков система фиксирует координаты, скоростной режим, расход топлива и множество других параметров. Однако такой функционал даёт слишком общее представление о транспортных процессах, потому что не выполняет задачи диспетчеризации поездок, которые позволяют предприятию значительно сократить издержки. Разбираемся, что нужно для более эффективного мониторинга.

Как устроен спутниковый мониторинг

Для онлайн-мониторинга транспорта нужны спутниковые навигационные системы, например, GPS или GLONASS. Датчики этих систем устанавливают внутри транспорта вместе с приборами, которые отвечают за контроль расхода и уровня топлива (ДРТ, ДУТ).

Спутниковый сигнал обеспечивает определение геолокации, а контроль показателей топлива позволяет оценивать расход за конкретный путь. Полученные данные отправляются на сервер для обработки, а затем поступают пользователю через веб-ресурсы или специальное программное обеспечение.

Разработчики предлагают разные программы мониторинга: Wialon, АвтоГРАФ, Fort Monitor и другие. Все они выполняют похожие задачи:

  • определяют геолокацию и трек передвижения
  • анализируют пробег и расход ГСМ
  • показывают скорость транспортного средства
  • оценивают состояние механизмов транспорта.

С помощью таких систем проще выявлять нецелевые поездки, случаи хищения топлива или въезд в запретные зоны предприятий.

Какие ограничения есть в обычных системах мониторинга

Поговорим о том, чего в базовом мониторинге не хватает для полноценного контроля и управления автопарком.

Нет связи между водителем, пассажиром и диспетчером. Такая система – это просто «коробка» под капотом автомобиля. Она не дает возможности принимать заявки, получать задания или оперативно сообщать об экстренных ситуациях, а показывает лишь местоположение и трек передвижения.

Во время маршрута водитель мог заехать по своим делам, но этого не видно на карте
Во время маршрута водитель мог заехать по своим делам, но этого не видно на карте

Непонятно, чем заняты водители. Перемещения автомобиля видны, но нет конкретики: когда водитель начал работу, куда едет в данный момент, везет пассажира или «пустой». Это мешает определять цели поездок, а значит, полезный и холостой пробег.

Отсутствуют алгоритмы логистики. Система не подбирает альтернативные маршруты, не информирует о нарушениях и не может реагировать на изменения в заявках.

Нельзя управлять заявками. Без автоматизации диспетчеру нужно помнить или вручную фиксировать, чем занят каждый экипаж в конкретный момент времени. В автопарке с десятками или сотнями единиц техники так не получится – если статусы водителей неизвестны, придется звонить каждому и тратить на поиск свободного экипажа слишком много времени.

Как-то я сидел в кабине клиента и при мне поступила срочная заявка. При мне диспетчер искала транспорт около 15 минут, потому что не знала, кто и чем занят
Как-то я сидел в кабине клиента и при мне поступила срочная заявка. При мне диспетчер искала транспорт около 15 минут, потому что не знала, кто и чем занят

Как улучшить систему мониторинга транспорта

Базовый мониторинг позволяет контролировать работу, но не помогает её оптимизировать — отсматривать показатели всех приборов, составлять отчеты и анализировать результаты придется вручную. Чтобы повысить эффективность процессов, стоит дополнительно внедрить систему диспетчеризации и управления заявками.

Варианты таких программ представлены на платформе ТМ. Среди них можно подобрать решение под конкретные задачи бизнеса, например, «ТМ:Корпоративные поездки», помогает организовать работу легкового автопарка предприятия, а «ТМ:Спецтехника» упрощает подбор и подачу крупной техники на объекты.

Вот некоторые преимущества решений:

Автоматический сбор заявок и быстрый доступ к свободной технике. С помощью решений можно создавать и принимать заявки на поездки. Система сама найдет свободные автомобили и покажет их статусы на текущий момент: «занят», «свободен» или на «на обеде». Все заявки, статусы и геоданные доступны в едином интерфейсе.

Диспетчер видит реальную загруженность транспорта и может найти свободный автомобиль в 2–3 раза быстрее
Диспетчер видит реальную загруженность транспорта и может найти свободный автомобиль в 2–3 раза быстрее

Контроль рабочего времени и предотвращение переработок. Опция управления рабочим графиком рассчитывает продолжительность смены и примерное время на выполнение заявки. Если время на задачу выходит за рамки рабочего дня водителя, система не назначит ему заказ.

Оптимизация маршрутов и реакция на отклонения. Программа учитывает дорожную обстановку, пробки и аварийные ситуации, предлагая оптимальный путь. При отклонении от маршрута предупреждает водителя, диспетчера и службу безопасности. Кроме того, при ЧП на дороге система информирует о возможных задержках, что позволяет быстро пересмотреть план поездки.

Что в итоге

Используя мониторинг транспорта в сочетании с функционалом диспетчеризации, предприятия могут не только контролировать автопарк, но и значительно повысить его эффективность. Это снижает издержки, уменьшает простои и обеспечивает более точное планирование, что особенно важно для организаций с большим пулом техники.

1
Начать дискуссию