Фича на пальцах: как я научился объяснять идеи, чтобы меня точно поняли

"Мы же всё записали!"

"Да, но это не то, что вы имели в виду..."

Где-то в кулуарах ИТ проекта...

За несколько лет работы в ИТ я несколько раз сталкивался с ситуацией, когда требования вроде бы написаны, но результат — совсем не тот. Причем никто не виноват. Просто каждый понял по своему.

Казалось бы — в чем проблема? Есть ТЗ, есть обсуждение, всё задокументировано. Но именно непонимание в деталях съедает нервы, время и результат. Особенно когда речь идёт о запуске новых фич.

Фича на пальцах: как я научился объяснять идеи, чтобы меня точно поняли

📎 Функциональные, нефункциональные — да хоть 50 страниц

Во всех книжках пишут:

  • ☝🏻соберите требования
  • ☝🏻разложите их на функциональные и нефункциональные
  • ☝🏻и идите в реализацию

На бумаге — звучит логично. Но на практике даже идеально составленный документ не гарантирует одинакового понимания.

Почему? Потому что восприятие текста — это всегда про личный опыт.

Один человек читает "система должна быть удобной" и представляет себе iPhone.

Другой — меню из 2007 года с кнопкой "ОК" по центру.

В системном и бизнес-анализе это называют семантическими и когнитивными искажениями:

даже четко описанное требование может быть интерпретировано по-разному, в зависимости от:

  • контекста читателя (разработчик, дизайнер, заказчик, тестировщик)
  • уровня абстракции (что такое "удобно", "безопасно", "гибко")
  • профессионального или личного опыта

Именно поэтому визуализация снимает слой интерпретации. Она даёт общий контур, на который уже можно накладывать детали.

🧠 Вывод, к которому я пришёл: рисовать проще, чем объяснять

Это может быть что угодно:

  • схема на доске
  • зарисовка от руки
  • мокап в Figma
  • даже стикеры на столе

Важно не "красиво", а наглядно. Как только ты показываешь визуально, люди начинают понимать идею, а не угадывать между строк.

🛠 Один живой пример

У нас был кейс — внутренняя фича для клиентов. Я подробно расписал все в документе: цели, сценарии, ограничения.

Провели встречу. Все вроде согласны.

Через неделю получаю первый макет — и понимаю, что половину смысла поняли не так, хотя текст был на три страницы. Тогда я просто нарисовал схему от руки, сфоткал и скинул в чат. И вдруг все такие:

"А-а-а, вот оно что! Так бы сразу"

Dreamteam

С тех пор я всегда сначала рисую, даже если это занимает 15-20 минут. Это окупается.

✅ Что дает визуализация требований:

  1. Менее двусмысленное понимание идеи
  2. Быстрее обнаруживаются слабые места
  3. Упрощает общение между командами
  4. Экономит время на переделки
  5. Делает коммуникацию прозрачнее

✏ Когда и как использовать визуализацию требований

Вот несколько простых, но эффективных способов, которые можно внедрить в процесс уже завтра:

1. 🧭 User Flow — когда нужно показать путь пользователя

Когда применять:

— при проектировании новой фичи или интерфейса

— при описании сценариев использования

Чем помогает:

— позволяет команде быстро понять логику

— выявляет лишние шаги или недостающие экраны

2. 📐 Wireframe — когда важна структура

Когда применять:

— на этапе обсуждения UI

— до передачи задачи дизайнеру

Чем помогает:

— синхронизирует ожидания между заказчиком, аналитиком и дизайнером

— снижает количество правок в будущем

Ох, а если сделать так:

🧭 User Flow + 📐 Wireframe = Просто пушка, гонка, самогонка))

Адская смесь

3. 🗺 Customer Journey Map — когда надо понять эмоции и цели

Когда применять:

— при анализе существующего процесса или фичи

— для обоснования изменений

Чем помогает:

— показывает, где пользователь "спотыкается"

— помогает ставить приоритеты в доработках

4. 📊 Простая диаграмма связей — когда нужно объяснить структуру

Когда применять:

— при работе со сложными сущностями или интеграциями

— при описании архитектуры, ролей, прав

Чем помогает:

— экономит десятки минут на обсуждение

— облегчает вход новичкам

🧾 В двух словах:

Хороший текст — это важно. Но простая схема может сэкономить неделю.

Рисуйте, если хотите, чтобы вас поняли.

📬 Подобными находками и личными историями я делюсь у себя в Telegram — про технологии, управление, игры и не только:

1
Начать дискуссию