Грузы из США возят через Финляндию, а из Европы — через Польшу и Прибалтику: как меняется логистика из-за «спецоперации»
Главное из материала Forbes о транспортном кризисе.
- В конце февраля крупнейшие порты ЕС стали блокировать российские грузы под предлогом запрета на поставки в Россию оборудования и люксовых товаров, говорит Forbes топ-менеджер крупного логистического холдинга. По этой причине в начале марта в Европе застряло около 8000 контейнеров с российским импортом, считает собеседник издания.
- В середине марта крупнейшая грузовая авиакомпания России «Атран» приостановила полёты. Это связано не только с воздушным эмбарго, но и с позицией Бермудских островов, которые отозвали сертификаты летной годности более 700 российских самолетов, отмечает руководитель службы международной логистики СДЭК Андрей Побежимов. Кроме того, многие иностранные авиалинии отменили полёты в Россию из-за невозможности перестраховать риски.
- Из-за введённых санкций европейские грузы стали доставлять в Россию автотранспортом, что привело к заторам на границе, говорит совладелец и замдиректора «Первой Экспедиционной Компании» Вадим Филатов. В ближайшее время трафик снизится, так как новые санкции запрещают российским фурам перевозить грузы по территории стран ЕС, считает он. По словам Филатова, потребуется несколько недель, чтобы перестроить маршруты.
- В марте из России ушли также ведущие мировые контейнерные линии, включая Maersk, Mediterranean Shipping Company и CMA CGM. При этом иностранные операторы выполняли все рейсы в порты Северо-Запада и Юга, рассказал топ-менеджер логистического холдинга. Им принадлежит более половины контейнеров, задействованных в российском обороте. В качестве ответной меры власти планировали конфисковать западные контейнеры, говорит источник.
Это привело бы к тому, что ни один контейнеровоз больше не зашёл в российский порт. Ни для того мы пытаемся сшить последние ниточки торговых связей между Россией и остальным миром. Слава богу, правительство удалось переубедить.
- Часть маршрутов уже перестроилась, говорит руководитель службы международной логистики СДЭК Андрей Побежимов. Например, грузы из США и Великобритании доставляют в Финляндию зарубежные авиалинии, а откуда их привозят в Россию наземным транспортом. Доставка из Австралии и Сингапура выполняется через Дубай, а из Европы — через Польшу и страны Прибалтики, отмечает Игорь Ребельский из «VIG Транс». Российские фуры можно перерегистрировать в Грузии или Казахстане. Морские грузы в обход европейских портов можно доставить через Стамбул или Марокко, говорит топ-менеджер логистического холдинга.
- Для Европы токсичными стали не только российские деньги, но и товары, отмечает основатель логистической компании Standard Trade Андрей Захарченко. Опасаясь вторичных санкций, европейские поставщики массово отказываются от контрактов.
Условно говоря, это как если вы сейчас начнете принимать деньги из Афганистана: вроде запрета нет, но лучше воздержаться.
- Из-за санкций российские экспортёры переориентировались на Восток, пишет Forbes. Но на этом направлении уже около пяти лет сохраняется высокая нагрузка, а теперь грузопоток через БАМ и Транссиб может вырасти в два раза. Сейчас эти магистрали на 70% загружены углем, а бизнес просит перенаправить его на другие маршруты.
Из-за высокой ставки рефинансирования растёт стоимость кредитов и лизинга, рассказали собеседники Forbes. А в общей сложности транспортные компании России арендуют 60% техники. В том числе выросли расходы на автозапчасти — на 87%. Иностранные фуры подорожали вдвое, а отечественные — на 60%.
11 комментариев