Зачем мы делаем стартап на "умирающем" рынке?

Я о рынке печатных книг. Сейчас, наверняка, часть из вас подумала "Ооой, удачи, ребята! Через годик загнётесь". Очень распространено мнение, что бумажные носители доживают последние дни (пример для подкрепления: журналы), и все мало-мальски продвинутые люди переходят на диджитал форматы. Постараемся доказать вам, что это не так.

А что за стартап то?

Пора представиться. Меня зовут Лена, мы с моим партнером Олей делаем Get Your Book.

Это подписка на книги (бумажные, само собой), где тебе не нужно самому часами изучать goodreads и выискивать что-то стоящее. Достаточно заполнить небольшую анкету, а наши эксперты, опираясь на собственный опыт и сотни прочитанных рецензий, подберут подходящую литературу. Остается только раз в месяц получать посылку и читать. Жаль, что такой штуки для фильмов еще не придумали.

А вы как думаете, ждет нас успешный успех?
Однозначно! Этот рынок существует сотни лет, проживет еще столько же.
Вряд ли, время бумаги прошло.
Затрудняюсь ответить, время покажет.

Костяк нашей аудитории - люди, которые регулярно читают печатные книги (зачастую успешно комбинируя их с другими форматами) и хотят знакомиться с новой литературой. Они привыкли покупать условные детективы или книги по бизнесу, например, и не всегда могут сами переключиться на что-то другое.

Рынок жив?

Вернемся все-таки к рынку. Что же с ним на самом деле происходит?

В начале 10-х годов российский рынок захватили электронные книги, и многие пересели на Kindle и Pocketbook. Я в том числе. Тысячи книг всегда при тебе в легком устройстве - удобно же! Ожидаемо, продажи традиционных издательств стали падать.

Но ситуация стала меняться 3-4 года назад. Появился ощутимый тренд на диджитал детоксы, отдых от гаджетов и вот это все. Люди хотят отдохнуть от экранов, хотят испытать иные тактильные ощущения. Опять же, я действовала точно так же. Продажи печатки потихоньку поползли вверх. Держите в подтверждение не очень красивый, но отражающий суть график из отраслевого отчета.

Динамика Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
Динамика Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

Что имеем сейчас? Доля электронных и аудиокниг 8,4%. Да, этот рынок тоже растет, но не съедает традиционный формат. Даже руководители диджитал платформ для чтения с этим согласны.

Чтение на бумаге и со смартфона — это два разных психологических подхода, и поэтому печатные книги никогда не умрут.

Андрей Баев

С российским рынком более или менее понятно, но мы то планируем завоевать весь мир. Самый лакомый кусок это, конечно, США. Как говорят знающие люди, рынок Штатов в 30 раз больше нашего.

За океаном ситуация примерно такая же, только тренды зародились чуть раньше.

Unit sales of printed books in the United States Nielsen
Unit sales of printed books in the United States Nielsen

И доля печатных книг в общих продажах в США выросла с 2014 года с 63% до 70%.

Если в опросе выше вы выбрали второй вариант, можно переголосовать 🙃

А нужны ли новые стартапы на таком консервативном рынке?

Как показала практика, да!

Мы работаем почти 2 года и за это время порадовали уже 1097 клиентов в 16-и странах и 300-х городах мира.

Люди хотят отдыхать с книгами и знакомиться с новыми авторами, но не хотят тратить время на поиски, особенно, если хочется почитать что-то на новую для себя тему. Знаем, рекомендательные системы есть у всех крупных ритейлеров, но вы видели, как они работают? Если нет, то и не смотрите.

...передо мной бесконечное количество книг, я не знаю какую выбрать, а тут конкретные варианты, тебе осталось только сесть и начать читать!

Сабина

Но чаще всего мы получаем такие отзывы:

...сама бы на такие книги даже не обратила внимания в магазине, но каково же было мое удивление, когда они оказались ужасно интересными!

Анна

Итого, что имеем: необходимость переключиться с гаджетов на что-то менее диджитальное + нехватка времени + желание изучать новую литературу и авторов = подписка на Get Your Book. А бонусом идут эмоции от сюрприза - какие именно книги окажутся в подборке можно узнать, только открыв посылку.

Да, забыла упомянуть, мы еще и сервис по подписке. То есть каждый месяц наши читатели получают посылку с книгами, потом оценивают свой опыт, а мы учимся подбирать им книги все лучше и лучше.

С каждым месяцем мы растем все быстрее и уверены, что в ближайшем будущем на рынке появятся и другие игроки с подобным форматом, но мы к тому времени уже будем лидерами 😎

21
11 комментариев