Чем больше рынок, тем больше подделок: как контрафакт процветает в интернете
Как компаниям выявить контрафакт на рынке электронной торговли и есть ли инструменты борьбы с нарушителями
За прошлый год аналитики сервиса Gorodissky IP Security выявили на российском онлайн-рынке 122,7 тысяч единиц контрафактных товаров бытовой химии. Для сравнения, оригинальных товаров в сети было представлено почти вдвое меньше — 75 тысяч товаров. Бурное распространение незаконной торговли обусловлено развитием рынка электронной коммерции. С 2020 года он ежегодно рос в среднем на 30%, а по итогам 2024 год прибавил 41%, достигнув 9 трлн рублей, следует из данных Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).
Рассказываем, как российскому бизнесу бороться с подделками в сети.
Контрафакт переходит в социальные сети
Поддельная продукция грозит компаниям репутационными рисками, а покупателям — непредсказуемым ущербом, ведь в составе такого товара могут содержаться вещества, опасные для здоровья. Борьба оригинального бренда с контрафактом в сети затрудняется тем, что установить лицо или компанию, которая непосредственно совершила нарушение, удается не всегда.
Контрафактными считаются товары не только копируемые, но и продаваемые нелегально, без лицензии, неофициальными представителями или ввезенные по параллельному импорту.
Активный рост и развитие электронной коммерции в целом пришелся на начало 2020 года, это было время локдауна. В то же время от бизнеса все чаще стали поступать запросы на выявление и устранение незаконно распространяемых товаров в сети. Тогда мы вели борьбу преимущественно с целевыми сайтами, которые создавались мошенниками под задачу.
Раньше для реализации контрафакта требовались довольно большие трудозатраты и финансовые инвестиции: нужно было создать сайт, зарегистрировать домен (при этом разгласив паспортные данные или ФИО продавца), потратиться на программистов, дизайнеров и продвижение сайта в сети. А сейчас маркетплейсы позволяют в короткий срок зарегистрироваться на площадке с минимальными финансовыми вложениями, создать карточку товара, демпинговать по стоимости, и при необходимости накрутить отзывы. Большинство пользователей ранжирует выдачу на маркетплейсах именно по стоимости, отдавая предпочтение товарам с более привлекательной ценой, этим и пользуются мошенники.
В период 2022-2023 гг. количество незаконного товара на маркетплейсах достигло своего пика. Но в 2024 году многие площадки взялись за контроль незаконного товарооборота и результаты этой борьбы уже подтверждаются первыми цифрами. Сейчас мы отмечаем некоторое снижение контрафакта на маркетплейсах и перетекание его в социальные сети.
Согласно одному из последних наших исследований в сегменте бытовой химии, на торговые площадки пришлось 40% распространенной нелегальной продукции. Для сравнения, в 2023 году на маркетплейсах продавалось свыше 50% контрафактной продукции. Но определенно еще есть над чем работать. За прошлый год Avito значительно превзошел Wildberries по концентрации незаконных товаров. Если на Wildberries в сегменте порошков и гелей для стирки в продаже на 16,8 тысяч единиц оригинальной продукции приходилось 20,5 тыс. контрафактных, то на Avito на 2,1 тыс. единиц оригинальных товаров было выявлено 14,2 тыс. нелегальных товаров. Фактически на 1 единицу оригинального товара приходилось 7 контрафактных.
Максимальное количество нелегальных товаров бытовой химии за прошлый год было представлено в социальных сетях (43%). Максимальная доля контрафакта была зафиксирована в объявлениях ВКонтакте, где количество предложений поддельных товаров в 10 раз превышало оригинальные. Стоит отметить, что многое зависит от сферы, существует ряд товаров, которые запрещены к продаже там. Например, табачная продукция и некоторые виды лекарств. Если реализация на маркетплейсах запрещена, то активный спрос и предложение есть в Telegram. Это обуславливается анонимностью и сложностью блокировки каналов в этой социальной сети.
Источник: Бизнес‑секреты