Что поменялось в закупках за октябрь 2025 года

Что поменялось в закупках за октябрь 2025 года

Предлагаем внимательно изучить обзор принятых нормативно-правовых актов и проектов федеральных органов власти за октябрь 2025 года.

Опубликованные НПА

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.2025 № 1478 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. № 1875»

Область применения: 44-ФЗ

Статус: Опубликовано 03.10.2025 на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Вступило в силу с 11.10.2025

Содержание: С 11 октября 2025 года расширен запрет на закупку аудиторских и консультационных услуг. Ранее запрет касался только иностранных лиц, теперь он распространяется и на российские компании, находящиеся под иностранным контролем или влиянием.

Запрет применяется к российским юридическим лицам, если в их составе есть иностранные лица (за исключением лиц из стран ЕАЭС):

  • в составе участников (членов) корпоративного юридического лица;
  • в составе учредителей унитарного юридического лица;
  • владеющие напрямую или косвенно (через другие юридические лица) более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.

Распоряжение Правительства РФ от 08.10.2025 № 2816-р «Об утверждении Национального плана («дорожной карты») развития конкуренции в Российской Федерации на 2026—2030 годы»

Область применения: 135-ФЗ

Статус: Опубликовано 09.10.2025 на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Вступило в силу с 08.10.2025

Содержание: Распоряжение Правительства РФ № 2816-р утверждает Национальный план развития конкуренции на 2026-2030 годы (далее - План), включающий комплекс мероприятий по совершенствованию системы закупок и электронных площадок в целях поддержания конкуренции на торгах и стабильности функционирования системы государственных закупок, а также контроля за обеспечением равного доступа к государственным и муниципальным ресурсам.

Основные изменения в сфере закупок:

1. Система электронного обжалования:

  • внедрение механизма электронного обжалования при закупках по Закону № 223-ФЗ;
  • введение возможности блокировки заключения договора при подаче жалобы. Срок реализации — до 03.07.2028.

2. Требования к описанию объектов закупки:

  • обязательное применение КТРУ (каталога товаров, работ, услуг) заказчиками по Закону № 223-ФЗ при описании параметров медицинских изделий.

Срок реализации — до 01.03.2027.

3. Прозрачность закупочной деятельности:

  • размещение информации о закупках у взаимозависимых лиц в ЕИС.

Срок реализации — до 01.07.2026.

Также, согласно Плану, внедрение ГИС «Антикартель» в работу антимонопольных органов должно завершиться до 31.12.2029.

Кроме того, в сфере информационных технологий и телекоммуникаций планируется разработка портала, который будет содержать данные о спросе и предложениях на инновационные и высокотехнологичные продукты и технологии. Предложения по созданию и функционированию такого портала ФАС России совместно с Минцифры России представят к декабрю 2027 года.

Постановление Правительства Российской Федерации от 06.10.2025 № 1546 «О типовых условиях контрактов на оказание услуг по проведению строительного контроля, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Область применения: 44-ФЗ

Статус: Опубликовано 07.10.2025 на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Вступило в силу с 15.10.2025

Содержание: Утверждены типовые условия контрактов на оказание услуг по проведению строительного контроля, которые включают права и обязанности исполнителя и заказчика, сроки оказания услуг, порядок взаимодействия сторон, а также требования к проведению контрольных мероприятий.

Постановление применяется к закупкам услуг по контролю за строительством, реконструкцией и капремонтом объектов капстроительства, линейных объектов, а также транспортной инфраструктуры, если извещения о таких закупках размещены в ЕИС или приглашения принять участие в определении исполнителя направлены после 15.10.2025. Также, нормы Постановления распространяются на контракты, заключаемые с единственным исполнителем после указанной даты.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2025 № 1680 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Область применения: 44-ФЗ

Статус: Опубликовано 30.10.2025 на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Вступило в силу с 30.10.2025

Содержание: Постановление вносит коррективы в регулирование централизованных закупок для федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ).

1. Внесены изменения в перечень ФОИВ и учреждений, участвующих в централизованных закупках (приложение № 1 к ПП РФ от 19.06.2020 № 892 «О возложении на федеральные казённые учреждения полномочий на планирование и осуществление централизованных закупок товаров, работ, услуг для федеральных органов исполнительной власти»).

2. На учреждения по указанному перечню, предусмотренному ПП РФ № 892, возлагаются полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нетиповых товаров, работ и услуг.

3. По государственным контрактам, заключённым в 2025 году и ранее, ФОИВ самостоятельно осуществляют приёмку товаров, работ, услуг и их оплату, если бюджетные ассигнования не были переданы учреждению.

Проекты НПА

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О государственной информационной системе противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий»

Область применения: ИТ-отрасль

Статус: Опубликован 09.10.2025 на «Официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов» (www.regulation.gov.ru). Общественное обсуждение с 09.10.2025 по 07.11.2025

Содержание: Ст. 1 Федерального закона от 1 апреля 2025 г. № 41-ФЗ «О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено создание государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий (далее — ГИС).

ГИС создаётся в целях оперативного предупреждения, выявления и пресечения правонарушений и преступлений, совершаемых с использованием информационных и коммуникационных технологий, организации взаимодействия органов и организаций при выявлении и пресечении указанных противоправных действий и принятии мер противодействия им, при выявлении информации, направленной на введение в заблуждение, и ограничении доступа к такой информации. Положением о ГИС определены цели, задачи, основные функции государственной информационной системы, её структуру, участников, порядок представления информации в неё и получения доступа к такой информации, порядок информационного взаимодействия с другими информационными системами, а также требования к техническим и программным средствам.

Участниками информационного взаимодействия государственной информационной системы являются:

1) оператор информационной системы — Минцифры России;

2) оператор платформы «ГосТех»;

3) пользователи:

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • Генеральная прокуратура Российской Федерации;
  • Следственный комитет Российской Федерации;
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • кредитные организации;
  • операторы связи;
  • организаторы сервиса обмена мгновенными сообщениями, являющиеся российскими юридическими лицами или гражданами Российской Федерации;
  • провайдеры хостинга;
  • владельцы социальных сетей;
  • владельцы сервисов размещения объявлений;
  • иные государственные органы и организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законопроект № 1032195-8 О внесении изменения в статью 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части установления ограничений для поставщиков, подвергнутых административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан

Область применения: 44-ФЗ

Статус: Внесён в ГД РФ 06.10.2025

Содержание: Законопроект направлен на предотвращение участия в государственных и муниципальных закупках лиц, подвергнутых административному наказанию за нарушения миграционного законодательства в части привлечения к работе нелегальных мигрантов.

Для этого предлагается расширить требования к участникам закупок, установленные ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, предусмотрев, что участник закупки — юрлицо в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не должно было быть привлечено к административной ответственности за незаконное привлечение иностранных работников (правонарушения, предусмотренные частями 1—5 статьи 18.15, частями 1—3 статьи 18.16, частями 1—3 статьи 18.17 КоАП).

Проект приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Об утверждении Административного регламента Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по предоставлению государственной услуги «Государственная аккредитация российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий»

Область применения: ИТ-отрасль

Статус: Опубликован 09.10.2025 на «Официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов» (www.regulation.gov.ru). Общественное обсуждение с 09.10.2025 по 24.10.2025

Содержание: Проектом приказа утверждается административный регламент услуги аккредитации ИТ-компаний, разработанный в соответствии с правилами разработки таких регламентов и особенностями их разработки и согласования в 2024-2025 гг. Документом предлагается утвердить обновлённый порядок и стандарт предоставления государственной услуги «Государственная аккредитация российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий».

При этом действующий в настоящее время приказ Минцифры России от 21.10.2021 № 1085 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной услуги по государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий» предлагается признать утратившим силу.

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. № 1875»

Область применения: Национальный режим

Статус: Опубликован 21.10.2025 на «Официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов» (www.regulation.gov.ru). Общественное обсуждение с 21.10.2025 по 05.11.2025

Содержание: Проектом предлагается установить запрет на объединение в один лот радиоэлектронной продукции, включённой в перечень ограничения и не включённой в него.

Также, согласно проекту ПП РФ № 1875 дополняется категорией «комплект». Закупка «комплекта» предполагает объект закупки, состоящий из более чем одного товара, один или несколько из которых должны закупаться с учетом установленных ПП РФ № 1875 запрета и ограничения.

Также, проект постановления направлен на корректировку и дополнение перечней товаров, к которым применяется ограничение и для которых установлена минимальная доля закупок товаров российского происхождения.

Письма и разъяснения

Письмо ФАС России от 08.10.2025 № ГР/94541-ПР/25

Область применения: 44-ФЗ, 223-ФЗ

Предмет: О дополнительных требованиях к участникам закупок

Позицией 33 приложения к ПП РФ № 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки при осуществлении закупки услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления.

В качестве дополнительного требования в отношении указанной позиции в графе «Дополнительные требования к участникам закупки» установлено в том числе непривлечение участника закупки, являющегося физическим лицом, либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера участника закупки, являющегося юридическим лицом, к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.3, 6.5—6.7, 14.43, 14.44—14.46.2 КоАП).

Вместе с тем порядок исчисления срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, установлен статьей 4.6 КоАП.

Таким образом, при рассмотрении заявки на предмет соответствия Дополнительному требованию необходимо учитывать положения статьи 4.6 КоАП в части срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Начать дискуссию