Мы продали 30 онлайн-бизнесов на 123 млн.₽. Подскажите, что делать дальше?
Всем привет! Я — Алексей Комаров, управляющий партнер ITBB. Наша команда продает IT-бизнесы. Хочу рассказать, как нам удается закрывать многомиллионные сделки, и дать пару советов продавцам и покупателям. А еще послушать ваши рекомендации — что вы думаете о дальнейших перспективах и куда нам лучше двигаться.
Чтобы было проще, расскажу все по порядку.
Какие бизнесы продаем
Берем в продажу интернет-магазины, онлайн-сервисы, маркетплейсы и агрегаторы, мобильные приложения и информационные сайты, действующие в рунете. Главное требование — доходность проекта.
Оцениваем бизнесы по собственной системе. Базовые требования такие:
- бизнес действует и генерирует чистую прибыль более 30000₽ в месяц или выручку более 500000₽ в месяц;
- возраст бизнеса более 12 месяцев;
- к основному сайту подключена «Яндекс.Метрика» или Google Analytics.
Дополнительно мы контролируем реальность доходов и расходов, накрутки трафика, наличие поисковых фильтров, историю домена, репутацию продавца и еще несколько десятков критериев. Это — внутренняя процедура, по результатам которой мы принимаем решение, стоит ли брать бизнес в продажу.
Независимо от результатов нашей проверки просим покупателей лично проверять бизнес перед покупкой
Такой анализ помогает нам отсеивать мошенников и не браться за заведомо убыточные компании. Да, мы теряем много потенциальных клиентов, зато сохраняем качество. С момента запуска к нам обратилось 1 078 продавцов, а в каталог попало намного меньше — сейчас там 29 актуальных предложений.
Кто клиенты и как мы им помогаем
Мы знакомим продавцов с покупателями и занимаемся организацией сделки. Но не просто оформляем документы, а делаем так, чтобы выгода была у обеих сторон. Давайте приведу пример, чтобы было наглядно.
К нам обратился владелец интернет-магазина Lemonprint. Это онлайн-конструктор визиток, стикеров, бирок, листовок, флаеров и другой печатной продукции. На тот момент компания работала больше как посредник: производство передавали типографиям, доставку — курьерским службам. При такой бизнес-модели заработка почти не было, вся прибыль уходила партнерам.
Мы нашли покупателя — владельца классической типографии с собственными станками и курьерской службой. После сделки он просто переключил обороты на себя — теперь продукцию печатают в своей типографии и доставляют своими силами. Благодаря этому прибыль выросла в 10 раз. Выгода появилась у всех:
- продавец получил деньги и избавился от бизнеса, который почти не приносил доход;
- покупатель успешно расширил бизнес и начал получать прибыл, вложив намного меньше, чем если бы делал это с нуля.
И так мы стараемся работать по каждому бизнесу.
На чем зарабатываем
У нас есть три источника дохода:
Комиссия от сделок
Мы занимаемся продажей бизнесов «под ключ»: размещаем в каталоге, рекламируем, находим покупателей, ведем переговоры и оформляем документы. Размер нашей комиссии зависит от суммы сделки.
Инвестиционная подготовка
Эта услуга для средних и крупных бизнесов, включающая в себя подготовку инвестиционной презентации, инвестиционного тизера и финансовой модели. Они нужны, чтобы подготовить компанию к продаже или привлечению инвестиций — показать потенциальным покупателям, что вложения будут выгодными. Подготовка делает компанию прозрачной, и вероятность успешной продажи повышается. Стоимость услуги — от 250000₽.
Мы делали такое для агрегатора курьерской доставки Shiptor в 2019 году. После этого его выкупил «Сбербанк»
Онлайн-курс
На нем мы учим всему, что узнали сами — как покупать бизнес так, чтобы было выгодно. Рассказываем об оценке, переговорах, проверках, возврате инвестиций. Подробнее о программе можно почитать на странице курса. Цена зависит от тарифа: стандартный стоит 34000₽, индивидуальный — 84000₽.
Еще есть платное размещение бизнеса в нашем каталоге. Оно стоит 9900₽, но мы не зарабатываем с этого. Эти деньги идут на стандартную предпродажную проверку бизнеса, а еще — на продвижение постов. Мы настраиваем таргетированную рекламу специально под конкретный бизнес, чтобы привлечь покупателей.
Чего и как мы добились: важные нюансы
Недавно мы закрыли нашу 30-ю сделку и достигли общего оборота в 123 млн ₽. Самый дорогой бизнес стоил 24 млн ₽, а самый дешевый — 500000₽. Самая быстрая сделка состоялась через 10 дней после обращения продавца, а самая долгая длилась 11 месяцев.
За все время работы мы поняли три вещи:
Доверие решает всё. И мы стараемся нарабатывать его — записываем подкаст, в котором беседуем с предпринимателями, имеющими опыт купли-продажи бизнесов и задаем им разные вопросы. Уже вышло 48 выпусков, в каждом из которых есть ценная для бизнесменов информация. Подкаст уже прослушали больше 30 000 человек, и часть клиентов пришли именно оттуда.
Важны рекомендации. Надо работать так, чтобы вас советовали друзьям, коллегам и знакомым. Мы глубоко погружаемся в каждую сделку, и поэтому нас рекомендуют и продавцы, и покупатели.
Подход «не работать со всеми» правильный. Мы часто отказываем продавцам и бывает, что отказываем покупателям — тем, которые не знают, чего хотят, или пытаются выбить скидку любой ценой. Именно поэтому сделки у нас выгодны обеим сторонам.
Что можем порекомендовать продавцам и покупателям
Если вам интересно, могу рассказать об особенностях ниши: как подготовить IT-бизнес к продаже, какие бизнесы продаются быстрее, почему вообще могут продавать прибыльное дело. Пишите в комментариях, о чем еще будет интересно почитать. А пока — то, что мы рекомендуем клиентам уже сейчас:
Покупателям — не тянуть кота за причинное место, когда предлагают хороший бизнес. Мы часто наблюдали ситуации, когда из-за долгих раздумий предприниматель оставался ни с чем, а потом жалел, что продавец нашел другого клиента. Самые успешные сделки в нашей практике, когда бизнес стремительно рос после покупки — те, в которых покупатели не думали долго.
А еще людям надо доверять. Проверять бизнес обязательно, но не становитесь в позицию «меня хотят обмануть». Научитесь быстро принимать решения и доверять своей интуиции и людям.
Продавцам — смотреть на сделку с точки зрения покупателя. Ему неважно, сколько времени и денег вы вложили в компанию. Бизнес оценивается не по тому, сколько в него вложено, а по тому, сколько он приносит.
Именно потенциальная прибыль очень важна предпринимателю. Научитесь презентовать бизнес с этой точки зрения и думать о выгодах покупателя, и тогда быстро найдете клиента.
Подскажите, как развиваться дальше
Мы продолжаем работу с покупателями и продавцами, не бросаем подкаст, постепенно расширяем штат и делаем новый сайт — он будет готов через две недели. А что делать дальше? Расскажите в комментариях, что важно для вас, если вы собираетесь покупать или продавать IT-бизнес. Или просто поделитесь мыслями о том, какие еще точки роста мы можем найти.