Предпринимательские уроки из 2000-х: инновации и амбиции в бизнесе

Глава 9 – инновации из 2000-х, вечеринки и несовпадение масштаба амбиций

Я занимался “Арт-Студио” порядка пяти лет. И сегодня, оглядываясь назад, понимаю, что мы с этой компанией прошли почти все классические этапы роста первого бизнеса.

Стартовали как абсолютные самозанятые. И при этом без всякого анализа рынка, изучения клиента и прочих “излишеств”, о которых начинающие предприниматели часто не задумываются или просто ленятся их сделать. Каждый из нас был и менеджером, и исполнителем, и экспертом в теме. Потом постепенно начали внедрять правила, регламенты, разделение ролей. Появились сотрудники, оргструктура, какая-никакая управленческая система.

Самым ценным оказалось то, что мы интуитивно нащупали собственный инструмент дифференциации. То, что отличало нас от других и давало преимущество на рынке. Этот инструмент, как и в большинстве моих проектов впоследствии, оказался инновационным.

В том случае это был сайт. Казалось бы, какая банальность. Но в начале 2000-х у event-компаний в России не было ни сайтов, ни даже понимания, зачем они могут быть нужны. Мы не только завели сайт, но и шаг за шагом начали прокачивать в себе диджитал-экспертизу: продающие тексты, активное SEO, первые вкрапления контент-маркетинга. Тогда мы не знали большинства этих терминов, но интуитивно делали правильные вещи.

Именно сайт стал для нас источником более 90% заказов. И в какой-то момент я понял: цифровая среда – это штука, которую я хочу изучать и использовать дальше. Этот опыт потом очень пригодится – в “Нетологии”, Memori, PodFm и прочих моих проектах.

Несколько лет жизни “Арт-Студио” были похожи на вечеринку с элементами бизнеса. Мы зарабатывали – неплохо. И тут же тратили – весело. Ночные клубы, бесконечные выступления, алкоголь, вечеринки. Иногда было трудно понять, где заканчивается праздник, который мы организовываем клиенту, и начинается наш собственный.

Сначала это бодрило. Свобода, драйв, первые деньги и успехи. Но потом стало нарастать внутреннее чувство: мне этого мало. Мне было недостаточно крутиться в потоке заказов. Хотелось расти, масштабировать, превращать ремесло в систему. Хотелось смысла, а не только денег и веселья.

Но вот проблема – моих партнёров всё устраивало. Их не тянуло вверх. Они не искали нового. И в какой-то момент я понял: внутренний потолок компании – это масштаб амбиций тех, кто ею управляет.

Много лет спустя я это оформлю в принцип – партнёров надо подбирать не только по компетенциям и человеческому контакту, но и по масштабу личности. Если у вас не совпадают длина горизонта планирования и амбиции, партнёрство долго не проживёт.

И тогда я почувствовал: мне нужно уйти. Строить своё. По-настоящему. И можно сказать, что с этой точки началось настоящее предпринимательство. Уже не только по залёту, но и по выбору.

Подписывайтесь на Telegram Максим Спиридонов.

1
Начать дискуссию