Северный завоз-2025: Роль вездеходов в устойчивой арктической логистике

Северный завоз-2025: Роль вездеходов в устойчивой арктической логистике

Старт операции «Северный завоз-2025» в арктических регионах России вновь актуализирует вопросы доставки жизненно важных грузов в отдаленные локации.

Пока основное внимание уделяется морской и речной навигации (сроки открытия которой варьируются от 1 мая на Лене до конца мая на других реках Дальнего Востока и Сибири), эксперты обращают внимание на незадействованный потенциал наземных решений для ключевых логистических вызовов, особенно в части «последней мили».

Введение нового федерального закона о Северном завозе (СЗ) и запуск пилотного проекта Единого морского оператора (ЕМО) на Чукотке направлены на системное решение проблем.

Как справедливо отметил Дмитрий Матвиишин (АО «Русатом Арктик»), ключевые цели – «абсолютная надежность поставок» и «снижение стоимости логистики». Однако обсуждения (в том числе на недавней Стратегической сессии в Наццентре «Россия»), часто фокусируются на морских и речных коридорах, тогда как наземная составляющая, особенно для труднодоступных локаций, остается преимущественно реактивной мерой.

«Проблемы выгрузки на необорудованный берег, зависимость от ледовой обстановки у побережья, отсутствие дорог к удаленным поселкам и невозможность работы обычного транспорта в период распутицы или экстремальных погодных явлений – это системные вызовы», – комментирует ситуацию Татьяна Зикункова, заместитель Президента Ассоциации Производителей вездеходной техники по внешним связям (АПВТ).

Яркой иллюстрацией этих вызовов стал Северный завоз-2024 на Чукотке.

Как сообщал губернатор Чукотского региона Владислав Кузнецов, в 2024 году сложная ледовая обстановка не позволила судам зайти в села Нешкан и Энурмино.

Грузы были выгружены в селе Лаврентия, откуда вертолётом в Нешкан доставили 17,6 тонны, а остальное топливо и продукты доставляли пару месяцев машинами и вездеходами.

Сроки были довольно критичные так как Нешкан был обеспечен топливом только до конца февраля. В местной школе села Энурмино также планировался ремонт, стройматериалы в навигацию 2024 года доставить не получилось.

Местное Правительство прилагает все усилия для решения этой задачи в текущем году.

Также немаловажный вопрос медицины в отдаленных локациях: врачи (педиатры, гинекологи, стоматологи) осуществляют редкие визиты в отдаленные районы. Использование вездеходов может способствовать увеличению частоты таких визитов.

Ассоциация производителей вездеходной техники сейчас ведет активный диалог с соответствующими ведомствами и министерствами с целью планового включения в транспортные схемы СЗ на 2026 год и далее специализированной вездеходной техники в качестве эффективного инструмента преодоления «последней мили».

«Современные вездеходы не просто «везде ездят». Они обеспечивают круглогодичную и всепогодную доставку грузов, в том числе, напрямую от судна или перевалочного пункта в пункт назначения, – поясняет Зикункова. – Их ключевое преимущество – независимость от погодных условий, будь то пурга, туман или иные природные нюансы, наличия или отсутствия дорог (в тч в межсезонье), ледовой обстановки. Они способны двигаться по азимуту, сокращая маршрут, преодолевать водные преграды и торосы, что существенно оптимизирует сроки и расходы на финальном, самом сложном участке пути, а также дает возможность круглогодичного завоза. Это предотвратит сценарии, подобные прошлогоднему на Чукотке, обеспечивая своевременную и предсказуемую доставку всех необходимых грузов».

«Опыт показывает, что вездеходы – это не экзотика, не гаражные самоделки, а профессиональный, практичный, экономичный и, главное, надежный инструмент решения конкретных логистических проблем СЗ, – подчеркивает Татьяна Зикункова. – Ассоциация производителей вездеходной техники готовит технико-экономические обоснования и активно работает над устранением некоторых нормативных барьеров для их широкого применения в Арктике».

Упоминание заместителем губернатора Чукотки Константином Солонским необходимости «смотреть на новые решения» в свете аномальных льдов и проблем бездорожья, – еще один сигнал к действию. Вездеходы, как универсальное средство доставки по любым видам грунтов и сложному бездорожью, способны стать естественным и эффективным дополнением к усилиям ЕМО и морских перевозчиков, повышая общую устойчивость, предсказуемость и эффективность жизненно важного для Арктики Северного завоза.

2
Начать дискуссию