Социальная коммерция против чистого маркетплейса (и почему Авито ближе к Toyota, чем к Amazon)

«Ребята, где кнопка Написать?» — такой была реакция пользователей Авито, когда им показали кнопку «Купить».

Социальная коммерция против чистого маркетплейса (и почему Авито ближе к Toyota, чем к Amazon)

В интервью, которое я рекомендовал здесь недавно, было столько интересных мыслей про мои любимые модели #classifieds и #marketplaces, что я решил сделать цикл постов на основе ключевых мыслей Ивана. И немного приправил комментариями на базе моего опыта в этой нише и в сфере #motors.

Иван Гуз управляющий партнёр Авито, в интервью прямо говорит: 95% пользователей хотят сначала пообщаться. Только 4–5% жмут «Купить» без диалогов. Именно поэтому чистая маркетплейс-модель в Авито не взлетела. Потому что это не просто e-commerce, а социальная сделка.

Вместо лобовой монетизации — развитие инфраструктуры доверия:

— безопасная доставка между частниками,

— анонимные звонки с подменой номера,

— история машины из Автотеки,

— рейтинги и профили продавцов.

Всё это превращает Авито в платформу, где технологии подстраиваются под поведение людей, а не наоборот.

Для меня это звучит как стратегия Toyota.

Пока европейские автопроизводители бросились в гонку за электромобилями и проигрывают свой рынок Tesla и китайским производителям, Toyota сделала ставку на гибриды. Не потому что не умеет в электромобили. А потому что:

— инфраструктура зарядок в большинстве стран всё ещё слаба,

— гибрид — это компромисс между новым и привычным,

— пользователи не всегда готовы менять поведение радикально.

Результат? Toyota сохраняет лидерство по продажам новых автомобилей в мире, а европейские бренды с «правильной» стратегией вынужденно снижают цены и теряют долю.

Мораль: иногда ставка на «как удобно пользователю сейчас» выигрывает у ставки «как должно быть».

Подписывайтесь на Telegram Продукторий Владимира Меркушева.

1
Начать дискуссию