Социальная коммерция против чистого маркетплейса (и почему Авито ближе к Toyota, чем к Amazon)
«Ребята, где кнопка Написать?» — такой была реакция пользователей Авито, когда им показали кнопку «Купить».
В интервью, которое я рекомендовал здесь недавно, было столько интересных мыслей про мои любимые модели #classifieds и #marketplaces, что я решил сделать цикл постов на основе ключевых мыслей Ивана. И немного приправил комментариями на базе моего опыта в этой нише и в сфере #motors.
Иван Гуз управляющий партнёр Авито, в интервью прямо говорит: 95% пользователей хотят сначала пообщаться. Только 4–5% жмут «Купить» без диалогов. Именно поэтому чистая маркетплейс-модель в Авито не взлетела. Потому что это не просто e-commerce, а социальная сделка.
Вместо лобовой монетизации — развитие инфраструктуры доверия:
— безопасная доставка между частниками,
— анонимные звонки с подменой номера,
— история машины из Автотеки,
— рейтинги и профили продавцов.
Всё это превращает Авито в платформу, где технологии подстраиваются под поведение людей, а не наоборот.
Для меня это звучит как стратегия Toyota.
Пока европейские автопроизводители бросились в гонку за электромобилями и проигрывают свой рынок Tesla и китайским производителям, Toyota сделала ставку на гибриды. Не потому что не умеет в электромобили. А потому что:
— инфраструктура зарядок в большинстве стран всё ещё слаба,
— гибрид — это компромисс между новым и привычным,
— пользователи не всегда готовы менять поведение радикально.
Результат? Toyota сохраняет лидерство по продажам новых автомобилей в мире, а европейские бренды с «правильной» стратегией вынужденно снижают цены и теряют долю.
Мораль: иногда ставка на «как удобно пользователю сейчас» выигрывает у ставки «как должно быть».
Подписывайтесь на Telegram Продукторий Владимира Меркушева.