Экспорт американской олигархии. Что сделать, чтобы остановить глобальную плутократию?
Gabriel Zucman, профессор экономики Парижской школы экономики и École normale supérieure, приглашенный профессор Университета Калифорнии, Беркли и автор нашумевшей работы «The Triumph of Injustice: How the Rich Dodge Taxes and How to Make Them Pay», раскрывает причины и последствия торговой и налоговой политик Дональда Трампа. Дональд Трамп ввел пошлины на весь импорт в США, объявив, что «возможно, деньги от пошлин станут такими огромными, что заменят подоходный налог». Откуда растут ноги? Трамп верит в идеи президента William McKinley (1897-1901), который ввел высокие пошлины на импорт, а подоходный налог сделал минимальным. Президент США также повторяет идеи Милтона Фридмана, который заявлял: федеральный налог на доходы, максимальная ставка которого составляла 78% в период с 1930 по 1980 гг., являлся главным препятствием роста США. А тем временем за четыре десятилетия (1982-2023) доля благосостояния, принадлежащего верхушке 0.00001% (19 домохозяйств США) выросла с 0,1% до 1,2%. За один год – 2024 - эта доля резко подскочила до 1,8% и составила $2,6 трлн. Сегодня почти 50% акций американских публичных компаний находятся у иностранных инвесторов, и в случае снижения корпоративного налога обогатятся не только американские инвесторы, но и иностранные, и концентрация богатства будет расширяться.
Решение от Gabriel Zucman: страны должны ввести минимальный налог для входа на их рынки мультинациональных корпораций. Любая страна может ввести такой налог, но чем больше коалиция, тем вероятнее успех внедрения глобального стандарта. Если миллиардеры отказываются платить налоги, то доступ на рынок их компаний должен быть закрыт.
Налог на доходы физ лиц в США под угрозой, а по мере того, как результаты американской политики распространяются за пределами страны, концентрация богатства может усилиться по всему миру. Но еще не поздно для других стран остановить глобальную плутократию.
В чем силен Дональд Трамп? Несмотря на его непоследовательность по многим вопросам, он свято верит в эффект высоких пошлин. Уже четыре десятилетия он считает, что пошлины- ключ к процветанию Америки.
Вскоре после его обещания, что «пошлины и налоги на иностранные государства обогатят американских граждан» во время инагурации Трампа во второй срок, он объявил «чрезвычайное положение» в стране, чтобы оправдать свой поток Указов. Кульминацией его политики стал Указ 02 апреля («День освобождения»), когда он объявил 10% базовые пошлины на весь импорт, а также повысил пошлины на десяток стран, имеющих положительное торговое сальдо с США. Когда Китай ответил повышением пошлин, то Трамп объявил ошеломляющие 145% пошлины на импорт из Китая.
Дональд Трамп в интервью Fox News: «Возможно, доходы от пошлин станут такими огромными, что заменят подоходный налог»
После не предвещающего ничего хорошего скачка казначейских облигаций, Трамп объявил 90 дневную паузу. Официальные лица его администрации объяснили эту паузу как проверка реакции стран на переговоры. Трамп заявил, что пошлины принесут триллионы долларов в его страну, если станут постоянными. Дональд Трамп: «Возможно, деньги от пошлин станут такими огромными, что заменят подоходный налог».
Видимо, Трамп считает себя Дон Кихотом в экономической истории США. Как он говорит, США никогда не была настолько процветающей, как во времена президента William McKinley (1897-1901), который ввел высокие пошлины на импорт, а подоходный налог был минимальным. В 1913 году, по мнению Дональда Трампа, «по неизвестным причинам администрация США ввела подходный налог, чтобы граждане США, а не иностранные государства, платили правительству». Трамп считает, что это изменение внесло свой вклад в экономическую нестабильность, включая появление Великой Депрессии, которую можно было избежать продолжением высоких пошлин William McKinley.
Глубокое убеждение Трампа: введение прогрессивной ставки НДФЛ в 1913 году в США было ошибкой. Нужно было оставить высокие пошлины
В основе экономической политики Трампа лежит убеждение, что установление прогрессивного подходного налога было ошибкой. Он открыто призывает к упразднению единого федерального налога, который самые богатые платят каждый год. Он повторяет идеи Милтона Фридмана, который заявлял: федеральный налог на доходы, максимальная ставка которого составляла 78% в период с 1930 по 1980 гг., являлся главным препятствием роста США.
Сокращение персонала Налоговой службы США как минимум на треть выгодно супербогатым: это облегчит им уклонение от уплаты налогов
Хотя Трампу вряд ли удастся отменить подходный налог в ближайшие четыре года, действия его администрации уже перестраивают федеральную налоговую политику, включая меры по сокращению персонала Налоговой Службы США. В мае около 20 000 сотрудников Налоговой получили уведомление о сокращении. Цель -сократить службу на одну треть в этом году. Некоторые прогнозы включают в себя сокращение Налоговой на 50%.
Последствия такого сокращения персонала будут серьезными. Богатые американцы, чей доход часто проходит сквозь сложные бизнес-структуры, с большей вероятностью смогут не сообщать о доходе, так как возможность надзора сократится. Средний класс, чьи зарплаты обычно выплачиваются работодателями, такой возможности не имеет. Ослабление Налоговой службы выгодно супербогатым, так как это облегчает им уклонение от уплаты налогов.
И как же администрация Трампа собирается покрыть дефицит от сокращения доходов от налогов? Разумеется, с помощью сокращения бюджета. Социальные программы для уязвимых групп населения, например, Medicaid и Medicare, - первыми примут удар. Со временем такие политики усилят экономическое неравенство и поспособствуют дальнейшей концентрации богатства.
Gabriel Zucman: доля супербогатых увеличилась за последние четыре десятилетия
Фактически, мы уже стали свидетелями драматического роста доли благосостояния, принадлежащей супербогатым американцам. По расчетам Gabriel Zucman на основе данных Forbes и Федрезерва, за четыре десятилетия (1982-2023) доля благосостояния, принадлежащего верхушке 0.00001% (19 домохозяйств) выросла с 0,1% до 1,2%. За один год – 2024 - эта доля резко подскочила до 1,8% и составила $2,6 трлн. Это самый большой скачок за всю историю США, и тогда Трамп еще не был у власти.
Увеличение дохода американских корпораций приведет к увеличению богатства супербогатых по всему миру и концентрации богатства
Международные последствия американской налоговой и торговой политик также значительны. После десятилетий финансовой интеграции, решения Вашингтона отражаются на всем мире. Почти 50% акций американских публичных компаний находятся у иностранных инвесторов. В 1980-х только 5% акций принадлежали иностранным акционерам. Когда США снижает налог на доходы корпораций, а Республиканцы сделают это в этом году, то выгоду получат не только американские акционеры, но и зарубежные владельцы акций.
Это означает, что дебаты о высоких пошлинах и подходном налоге – уже не только локальное дело США. Если американский налог на доходы под угрозой, то концентрация богатства может разрастись по всему миру.
Пошлины на американских олигархов
Пока еще можно успеть предпринять меры. Самый лучший ответ, который могут сделать другие страны, - отнюдь не эскалация войны пошлин. Скорее, необходимо нацелиться на американские мультинациональные корпорации и супербогатых людей. Миру нужны не пошлины на экспорт на американские товары, а пошлины на олигархов.
Чтобы это сделать, страны должны ввести минимальный налог для входа на их рынки мультинациональных корпораций. Любая страна может ввести такой налог, но чем больше коалиция, тем вероятнее успех внедрения глобального стандарта. Если миллиардеры отказываются платить налоги, то доступ на рынок их компаний должен быть отключен.
Желание Трампа повернуть время в конец девятнадцатого века предвещает гибель США и усилит тренд фрагментации, ужасающего неравенства и разрушения доверия общества. Вызовы двадцатого века требуют долгосрочных решений, как экономическая интеграция и фискальная справедливость. Нынешний хаос предлагает поискать альтернативы.
Ссылка на статью: