Реальная причина «почему дети не умеют читать»

Переживаем ли мы кризис грамотности? Или просто взгляды нашего поколения устарели? Почти каждый месяц за последние пару лет становится известной новая тревожная история, что американские дети, начиная с начальных классов и до института, не умеют читать. Эта история каждый раз вызывает смятение у колумниста vox Constance Grady. Constance провела серьезное исследование и выяснила, что каждое поколение недовольно своими детьми. С другой стороны, оказалось, что дети в американских школах стали хуже читать с 2013 по 2015 года, при этом дети с высокой успеваемостью всегда читают хорошо, а вот отстающие читают все хуже и хуже. Последние данные национальной оценки грамотности учеников школ: с трудом читающих учеников - 40% среди учеников начальной школы и 33% - средней школы. Большинство учеников читает хорошо, но стоит ли перестать волноваться за тех, кто читает все хуже? Constance Grady выяснила, что беспокоиться все же стоит. Никто точно не знает, почему дети читают хуже. Профессоры вузов отмечают, что студенты стали хуже читать и понимать длинные тексты. Но глубоких исследований в вузах никто не проводил. Причины ухудшения чтения тоже не известны. Есть мнение, что нужно сосредоточиться на фонетике. Но другие эксперты заявляют, что чтение - это ведь про понимание текста, способность делать выводы, критически анализировать. А некоторые профессоры вообще считают, что просто чтение стало другим: это не просто умение читать Диккенса, а умение ориентироваться в цифровых платформах. Если мы будем продолжать оценивать детей по способности читать Диккенса, а они уже используют генеративный ИИ для домашки, то дети после школы придут в мир, который живет на текстах.

С одной стороны, Constance признает, что каждое поколение жалуется на своих детей: они все не так делают, глупее и не уважают старшее поколение. Но каждый раз читая новости, что дети не умеют читать, колумнист смущается.

С другой стороны, каждый раз Constance задает вопрос: а дети-то читать в принципе умеют?

Сомнения возникают в душе многих американцев, когда они узнают из новостей, что студенты элитных вузов не могут осилить «Гордость и предубеждение» или когда выходит отчет о том, что школьники в США действительно стали читать хуже. Издание Slate выпустило статью в 2024 году: «Десять лет работы учителем - и вот: студенты перестали читать эффективно». Потом появилось опровержение в учительском блоге, что взрослым никогда не нравилось, как читают дети. «Найдите статью, опубликованную в 1940-х о том, что студенты читают много и хорошо.. жду…»

Elena Forzani, директор по образованию и обучению в Университете Бостон: «Мы давно видим эти крайности. Вроде, обе крайности верны, но в тоже время ни одна из них не верна».

Технологии влияют на детей и их способность читать. Но так ли все просто?

Одна из причин беспокойства сегодня - это страх, что новые технологии негативно влияют на мозг детей из-за новых вызовов, которых не было раньше: смартфоны, социальные медиа, генеративный ИИ, который миллионы студентов используют для выполнения домашки. Как может такой модный инструмент не изменить способности детей обрабатывать информацию? С другой стороны, есть много разных статей про то, как взрослые волновались по поводу каждой волны технологической революции, включая то время, когда появилось телевидение.

Грубо говоря, в проблеме «дети не умеют читать» между собой переплелись две разные темы. Первая - четкое ощущение преподавателей, что студенты приходят не подготовленными к уровню чтения для вуза. Технически студенты грамотные, но они неопытные читатели. Вторая – результаты тестов на чтение среди детей начальной школы действительно падают.

Так где правда? Действительно ли стоит бить набат, что дети не грамотны? Профессоры английского языка заявляют, что феномен «такая молодежь пошла» очень сложный, и там много нюансов.

Феномен «такая вот молодежь пошла»

Каждое поколение жалуется на детей. Есть даже доказательства, что эта история уходит корнями к Горацию.

John Protzko - исследователь-психолог в Центральном университете Коннектикута и автор исследования 2019 года под названием «Наши дети: почему молодежь кажется какой-то неполноценной». John Protzko: «Мы видим этот феномен каждое поколение».

Исследование John’а показало, что взрослые имеют тенденцию судить о детях по своим стандартам взрослых. Если вы взрослый, который любит читать, то вы скорее всего считаете, что читаете так же, как и дети.

John Protzko: «Если рассмотреть этот феномен широко, то получается такая история: «В детстве все любили читать». Это ложное убеждение превращается в шаблон «Никто из детей не читает так, как мы читали, когда были детьми».

Мы иногда имеем ложные воспоминания, когда речь идет о том, чем мы гордимся. Если, например, мы гордимся тем, что мы вежливые, думающие взрослые, то нам кажется, что дети растут все более неуважительными. Высокообразованные люди, которые любят читать, например, как Constance, считают, что чтение – это очень важно.

Миллениалы, имеющие несчастье взрослеть в период бума интернета, особенно хорошо знают феномен «ну и молодежь пошла!». Это поколение особенно громко обвиняли в лености, невротизме, нытье и инфантилизме, и это поколение знает, как реагировать на обвинения в сторону поколений Gen Z и Gen Alpha.

Constance Grady спросила John Protzko, возможно ли скатиться в ловушку обобщения этого феномена и упустить реальную причину из-за страха казаться динозавром.

John Protzko: «Главная проблема в том, что мы полагаемся на наши институты, на нашу память. Мы полагаем, что они адекватны. Но когда речь идет о чем-то, типа способности читать, то во многих случаях, нужно обратиться к лонгитюдинальным многолетним исследованиям».

Студенты вуза умеют читать?

Начнем с проблемы чтения студентов вуза. Есть множество работ, написанных профессорами и преподавателями, о том, что студенты и правда стали хуже читать, и часто они не способны читать длинные тексты и книги.

Adam Kotsko: «Да, мы видим студентов, которые плохо читают, но мы вступили в новую эпоху, когда самые талантливые студенты с трудом могут понять, о чем речь в 20-страничной статье». Adam Kotsko: проблема не в детях, а в образовательной среде, в которой они выросли. «Мы не жалуемся на наших студентов. Мы жалуемся на то, чего они были лишены».

*Adam Kotsko - преподаватель в Школе Shimer Great Books в Северном Центральном колледже. Он также автор таких книг, как «Что такое теология? Христианская мысль и современная жизнь» и «Философская траектория Агамбена», а также переводчик многих произведений Джорджо Агамбена (Giorgio Agamben).

Такие жалобы на студентов появились 10 лет назад. В 2014 году Azadeh Aalai написал в журнале Psychology Today: «Проблема во мне или все-таки студенты капитально разучились писать? Учителя говорят о катастрофическом снижении уровня грамматики, словарного запаса, умения и писать и способности анализировать. Даже пять лет назад было не все так плохо».

Но статистически достоверных данных, подтверждающих ухудшение навыков, не хватает.

Проблема не в умении читать, а понять прочитанное

Профессор английского языка Susan Carlson провела оценку понимания первых семи абзацев книги Ч. Диккенса «Холодный дом» у 85ти студентов отделения английской литературы.

«58% студентов не смогли осилить эти абзацы, они теряли смысл прочитанного. Но 100% студентов сказали, что смогли прочитать текст без проблем. И это значит, есть разрыв между тем, как люди понимают чтение, и реальной способностью понять прочитанное».

Susan Carlson – профессор литературы Викторианской эпохи в Государственном университете Питсбург. Профессор хотела изучить внутреннюю работу мышления узкой группы студентов в своем исследовании, чтобы выяснить, что они думают о чтении. Из 85ти студентов 58 было из одного регионального университета штата Канзас, 27 студентов- из соседнего вуза этого штата.

Выяснилось, что этой узкой группе студентов не хватает словарного запаса, знаний из пройденных предметов в вузе и умения читать, чтобы понять Диккенса на уровне вуза. И это несмотря на то, что все студенты многие годы учились анализировать литературные произведения.

Susan Carlson: «Выборка из 85 человек недостаточна для экстраполяций».

Исследование профессора Carlson не предоставляет обширных данных, включающих в себя предыдущие годы, которые могли бы показать нам, изменилось ли количество студентов, не способных понять сложный текст Диккенса. Исследование было проведено в 2025 году, то есть это были миллениалы, а не критикуемое многими поколение Z.

Susan Carlson сообщила, что у нее есть стойкое ощущение, что за последние пять лет студенты стали хуже читать. «Это ведь просто ощущение. Его сложно оценить. Но когда я беседую с другими преподавателями, они говорят тоже самое».

Реальных данных о снижении уровня грамотности у студентов вузов нет

На данный момент нет данных, которые показывали бы, что у студентов вузов более низкий уровень грамотности, чем раньше. Страхи о потере способности читать подогреваются различными сообщениями об использовании ChatGPT при работе над домашкой. Но этот вопрос остается открытым.

Гораздо больше данных о грамотности детей. Но проблема в том, как мы интерпретируем эти данные.

Дети в начальной школе умеют читать?

Национальная программа оценки образования (National Assessment of Educational или NAEP) или Национальная статистика (Nation’s Report Card) обычно измеряют грамотность детей, а потом пишут про ужасающие результаты оценок. NAEP проводит выборочную оценку американских учеников по различным предметам по всей стране каждый год. За последнее десятилетие уровень навыков чтения согласно данным NAEP снижается.

Martin West, профессор по образованию в Гарварде и глава Правления Национальной Оценочной программы (National Assessment Governing Board): «Я отслеживаю долю учеников, которые не набирают нужного количества баллов. Эти ученики действительно почти не достигают среднего уровня грамотности. Таких 40% среди учеников начальной школы и 33% - средней школы».

Результаты оценки навыка чтения NAEP резко упали вниз во время пандемии, когда дети стали учиться в онлайне. Martin West: тренд на снижение уровня навыка чтения наблюдался еще раньше. «В 2013 и 2015 годах был пик роста навыка чтения в американских школах. Потом результаты оценки начали свое падение».

В 2013 году только 33% учеников младшей школы не достигали базового уровня навыка, среди учеников средней школы таких было 23%. Это на 7% и 10% выше, чем ситуация сейчас.

Стоит отметить, что уровень навыка чтения среди учеников с высокой успеваемостью не менялся. А вот у трети учеников с самыми низкими баллами по успеваемости, чтение значительно ухудшилось.

Подкаст «Sold a Story» и новый закон в 25 штатах

Эта ситуация стала привлекать внимание в подкастах «Sold a Story». В подкасте в 2022 году была история Emily Hanford, автора подкаста. Она рассказывала о своем пятилетнем опыте. По ее мнению, школы игнорируют «науку о чтении» и упускают фонетические упражнения. Школы фокусируются на контекстных подсказках, например, рисунках или определенных словах. Подкаст оказал такое сильное влияние, что 25 штатов приняли новый закон о том, как надо учить детей читать.

Концепция, что школы упускают важность науки о чтении, стала популярным объяснением долгосрочного периода низких результатов оценки чтения. Emily Hanford: дело не в этом. Методы обучения чтению, которые Emily популяризировала в подкасте Sold a Story, известны не менее десяти лет. Этот метод практиковали в разных штатах начиная с 1960-х.

Даже при самых лучших результатах по чтению треть учеников американских школ не могла сносно читать

Emily Hanford: «Я против идеи, что надо вернуться к старым и проверенным идеям прошлого. У нас нет доказательств, что старые идеи помогли справиться с проблемами». Даже при самых лучших результатах по чтению треть учеников американских школ не могла сносно читать.

Другое популярное объяснение падения навыка чтения – локдаун из-за ковида, который привел к закрытию школ. Многие эксперты склоняются к мысли, что пандемия усугубила кризис грамотности. Однако, как выяснил Martin West, чтение стало ухудшаться до пандемии- с 2013 по 2015 гг.

Martin West считает, что есть ряд причин такого ухудшения. Среди прочего, это астрономическое увеличение времени, которое дети стали проводить у экранов смартфонов. Возможно, это и стало причиной того, что все больше детей сообщали, что им не нравится читать. Также завершение образовательной программы «Ни один ребенок не отстает» (No Child Left Behind Act- NCLB), которую инициировал в 2001 году президент Джордж Буш младший. Эта программа была упразднена при поддержке обеих партий в Конгрессе в 2015 году. Программу NCLB критиковали, так как она заставляла школы обучать детей по стандартизированным тестам. Martin West: результаты оценки NAEP начали повышаться во время этой программы и падать после завершения NCLB.

Martin West: «У нас много объяснений», почему навык чтения ухудшается. «Но у нас нет очевидных доказательств нашим идеям».

Возможно, дело в несовершенных методах оценки навыка чтения

Не все убеждены, что данные NAEP дают полную картину происходящего. Некоторые эксперты считают, что стандартизованные тесты NAEP не охватывают всех возможностей того, как может выглядеть грамотность детей сегодня.

Antero Garcia, профессор образования Стэнфордского университета и вице-президент Национальной ассоциации учителей английского языка: «Чтобы методы оценки NAEP были адекватными из года в год, нам необходимо пользоваться одним и тем же определением, что такое грамотность. Но ведь язык развивается, не так ли?» Профессор Antero Garcia считает, что сегодняшние дети могут быть опытными пользователями языка и гибридных форм языка, например, испанского, а также сложных виртуальных пространств, например, стриминговая платформа Twitch. Методы оценки NAEP просто не охватывают всего этого.

Antero Garcia: «разрыв понимания» грамотности в том, что есть грамотность как способность детей ориентироваться в скроллах платформы Twitch, и грамотность как понимание текста Диккенса. «Не происходит перевода того, что происходит на платформе Twitch, в академическое эссе. В школах оценивают способность детей читать и писать, но не учитывается, где находятся наши дети сейчас, и в какой культуре они развиваются».

А что есть чтение? Это ведь не просто фонетика, это понимание текста и умение делать выводы

Elena Forzani, директор по образованию и обучению в Университете Бостон, опасается, что последние реформы образования в школах, произошедшие после подкастов Sold a Story, сместили фокус на фонетику.

Elena Forzani: «Многие считают чтение как узкое определение способности понимать. Но мы же хотим, чтобы дети умели делать выводы и интерпретировать события, а не просто делали буквальные интерпретации. Мы хотим, чтобы дети были способны делать глубокие выводы, оценивать и критически анализировать тексты».

Elena Forzani ссылается на исследования, проведенные в Великобритании, где обучение чтению было также изменено до того, как реформы прошли в США. «В Великобритании вернули фонетику, и это хорошо. Но потом учителя оценили результаты и поняли, что потеряли навык понимания текста».

Martin West: текущая обеспокоенность низким уровнем навыка чтения у детей приуменьшена.

Martin West: «Я удивился, что большая часть общественности не выражает желание срочно предпринимать меры. Грамотность – основа всего, если мы хотим, чтобы наши дети были образованы».

Большинство детей умеет читать. Но это не значит, что не надо волноваться

Американские школы никогда не показывали хороших результатов в обучении детей чтению. Однако, это не значит, что сейчас ситуация еще хуже. Хотя дети с высокой успеваемостью продолжают хорошо читать уже десятилетия, те, кто с трудом читает, читают еще хуже, чем раньше.

У нас нет точных данных, что происходит, когда дети поступают в вуз. Проблемы в чтении в младшей школе остаются и в средней школе. И дело не в том, что наше поколение стареет или не в тренде.

Более того, никто не знает, как решить проблему: оттачивать фонетику или пытаться создать учебное расписание, чтобы дети больше коммуницировали, или то и другое или что-то третье. Но проблему надо решать.

Школы готовятся к тому влиянию, оказываемого генеративным ИИ, который проник в девайсы учеников, и меняет их способ взаимодействия с текстом. Профессор Susan Carlson: «Надо изучить, как ученики будут его использовать, так как ученики пока не достигли предела в возможностях этой технологии. Это важно сделать пока не поздно». Поздно – это когда они закончат школу и придут к нам в мир, которые основывается на текстах {Диккенса}.

Ссылка на статью:

Исследование Susan Carlson «They Don’t Read Very Well: A Study of the Reading Comprehension Skills of English Majors at Two Midwestern Universities»:

1
Начать дискуссию